Мир меняется

Что происходит в мире, удивительный мир, общество. Статьи об истории и происхождении человечества; обсуждение вопросов русского этноса; мониторинг и анализ современных вооружённых конфликтов.

Категория 8. Вопросы по транспортной безопасности

Список тематических вопросов по транспортной безопасности для работников входящих в восьмую категорию

Тематические вопросы для иных работников субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве.

Вопрос 1: Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.

(16 ФЗ -2007г. Статья 2.)

  1. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
  2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

 

Вопрос 2: Транспортная безопасность, субъект транспортной инфраструктуры, объект транспортной инфраструктуры, транспортные средства, акт незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

Субъект транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б) метрополитены;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;

ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Вопрос 3: Силы обеспечения транспортной безопасности.

Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

Подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Вопрос 4: Категории сил обеспечения транспортной безопасности.

  1. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры
  2. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве
  3. Работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства
  4. Работники подразделения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования
  5. Работники, осуществляющих досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности
  6. Работники, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности
  7. Работники, управляющих техническими средствами обеспечения трансопртной безопасности
  8. Иные работники субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве.

Вопрос 5: Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Основные мероприятия при усилении защиты объектов транспортной инфраструктуры в случае их объявления (установления).

Постановлением правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень № 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень № 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень № 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

— решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1309)

— решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Вопрос 6: Требования по обеспечению транспортной безопасности, какими нормативными правовыми актами установлены и на кого распространяются?

  1. Требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования), разработаны в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  2. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками и определяют систему мер, реализуемых для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ).
  3. Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками на территории Российской Федерации.

Вопрос 7: Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (Федеральный закон «О транспортной безопасности»).

Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;»

7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Вопрос 8: Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

(Приказ Минтранса РФ,  ФСБ; МВД РФ от 5 марта 2010 г.  № 52/112/134)

Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в  деятельность  объектов  транспортной  инфраструктуры  и  транспортных средств  следующие:

угроза захвата –  возможность захвата объектов транспортной  инфраструктуры и/или транспортных средств, установления над ними  контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой  формы запугивания;

угроза взрыва – возможность разрушения ОТИ и/или ТС или  нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);

 угроза  размещения  или  попытки  размещения  на  ОТИ  и/или  ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях  размещения  каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения;

угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов  опасными  химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

 угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС  – возможность захвата  критического  элемента  ОТИ  и/или  ТС,  установления  над ним  контроля  силой,  или  угрозой  применения  силы,  или  путем  любой другой формы запугивания;

угроза взрыва критического  элемента  ОТИ и/или ТС – возможность разрушения  критического  элемента  ОТИ  и/или  ТС  или  нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

угроза  размещения  или  попытки  размещения  на  критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) –возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных  устройств  (взрывчатых  веществ),  которые  могут  разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или  здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

 угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;

 угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Вопрос 9: Основы проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее – КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее – объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее — предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения).

В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ).

В ходе повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – повторный досмотр) осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.

Вопрос 10: Порядок организации пропускного режима в зону транспортной безопасности.

(ПРИКАЗ Росжелдора от 14 января 2013 г. N 3)

Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зону транспортной безопасности осуществляется руководителями Департамента безопасности и субъектов транспортной инфраструктуры, в ведении которых находятся соответствующие объекты транспортной безопасности. Непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зону транспортной безопасности возлагается на лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.

Проход (проезд) в зону транспортной безопасности физических лиц или перемещение материальных объектов, проезд служебных и производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов осуществляется по постоянным, разовым, материальным пропускам и служебным удостоверениям. Образцы пропусков всех видов согласовываются с территориальными органами ФСБ России, МВД России и Росжелдором. Пропуска установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности носятся на видном месте поверх одежды.

Вопрос 11: Особенности организации внутриобъектового режима на объектах транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.

Внутриобъектовый режим — это совокупность организационно-технических мероприятий и правил, направленных на обеспечение порядка передвижения лиц и транспортных средств на территории и объектах ОТИ.

Внутриобъектовый режим устанавливается в целях:

— исключение несанкционированного прохода на территорию и объекты ОТИ;

—  исключение возможности бесконтрольного передвижения лиц и транспортных средств на территории и объектах ОТИ.

Обеспечение внутриобъектового режима достигается:

— разграничением зон доступа;

— введением СКУД;

— установлением регламента работы и взаимодействия всех служб с подразделением транспортной безопасности на предмет принятия этих объектов под охрану;

— оборудованием служебных помещений, предназначенных для хранения документов и предметов для служебного использования или доступ в которые ограничен контролем доступа и охранной сигнализацией;

— назначением ответственных лиц за сохранность материальных ценностей, состоянием пожарной безопасности и техники безопасности, разработкой соответствующих инструкций и доведение их до исполнителей;

— организацией патрулирования с целью осуществления контроля прохода работников  ОТИ и лиц сторонних организаций на территорию и объекты ОТИ;

—  внедрением технических средств контроля и охраны территории и объектов ОТИ.

На территории и объектах ОТИ не допускается:

— эксплуатация автомобилей, не состоящих на учете в Государственной автомобильной инспекции МВД РФ (ГАИ МВД России), и механизмов, не зарегистрированных в субъекте транспортной инфраструктуры;

— использование без разрешения САБ кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

— производство съемки авиационной техники, специального оборудования, технической документации и объектов ОТИ без соответствующего на то разрешения;

— нахождение работников ОТИ после окончания рабочего времени (смены) без специального разрешения администрации;

— курение и разведение огня в местах, не предусмотренных для этой цели;

— загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение людей, транспорта и могут вызвать загорание или скрытую закладку ВУ;

— использовать территории под личные и коллективные огороды, под частные сеноугодья и для выпаса скота;

— оставлять открытыми окна в помещениях после окончания рабочего дня, в том числе имеющие металлические решетки; — нахождение на территории или объекте лиц в нетрезвом состоянии.

Вопрос 12: Предметы и вещества, запрещенные или ограниченные к перемещению в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с Перечнем оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть указанным утвержденному приказом от 23.06.2015 № 227 запрещены к перемещению в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

а) огнестрельное и холодное оружие всех видов без соответствующего разрешительного документа, а также изделия, конструктивно сходные с оружием, а также способные применяться при совершении АНВ в качестве оружия:

б) взрывчатые вещества и предметы, ими начиненные, средства взрывания всех видов без соответствующего разрешительного документа:

в) сжатые и сжиженные газы;

г) воспламеняющиеся твердые вещества:

д) ядовитые или отравляющие вещества всех видов без соответствующего разрешительного документа:

е) едкие, зловонные и коррозирующие вещества, перевозимые без герметичной тары и упаковки:

ж) предметы, не допускаемые к перевозкам таможенными и другими правилами:

з)  предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты:

и) предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты.

Вопрос 13: Знания и умения, являющиеся обязательными для категорий работников субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.

Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, в зависимости от категории работников,  определены в Приложении №1 приказа Минтранса РФ от 21.08.2014 № 231

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;

3) перечень потенциальных угроз совершения АНВ, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) количество категорий и критерии категорирования ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

5) порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта;

6) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС конкретного вида транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

7) ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

8) порядок подготовки и аттестации сил ОТБ;

9) требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ на конкретном виде транспорта и особенности их проверки;

10) правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств;

11) порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных;

12) порядок обращения с информацией ограниченного доступа и сведениями, составляющими государственную тайну;

13) порядок информирования СТИ и перевозчиками об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

14) правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

15) порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

16) порядок применения технических средств обеспечения транспортной безопасности;

17) права и обязанности СТИ и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности;

18) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Работник должен уметь:

1) организовать разработку и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности;

2) организовать проведение оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;

3) организовывать разработку и представление на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

4) организовать информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС;

5) организовать подготовку и аттестацию сил ОТБ;

6) организовать подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

Работник должен иметь навыки:

1) принятия управленческих решений;

2) планирования и прогнозирования результатов деятельности;

3) организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений;

4) подбора и мотивации персонала;

5) информационно-аналитической работы.

Вопрос 14: Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Определен приказом министерства транспорта Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. № 56.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. N 52/112/134.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, согласно приложениям N 1 — 10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта (далее — соответствующие приложения).

При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подлежащей представлению согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.

При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, согласно разделу III соответствующего приложения к настоящему Порядку.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, занимаемая им должность на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует в разделе IV соответствующего приложения к настоящему Порядку фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принявших сообщение об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку (при ее наличии).

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее приложение к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.

При заполнении соответствующего приложения к настоящему Порядку на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.

При передаче информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио — или видеосредств.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.

Вопрос 15: Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.

В соответствии с приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», субъект транспортной инфраструктуры (п.5.6.) обязан: Разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, порядка доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию (5.6.11.).

Вопрос 16: Ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п. 1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соответственно, ответственность за проведение оценки уязвимости несет субъект транспортной инфраструктуры.

Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

  1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

  1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Вопрос 17: Ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

  1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  1. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Вопрос 18: Понятие зоны транспортной безопасности и ее секторов, критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности – зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с перечнями должностей.

Критический элемент — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 19: Технические средства обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности  — системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, использующиеся согласно плану по обеспечению транспортной безопасности ОТИ или ТС.

Целями оснащения ОТИ/ТС инженерно-техническими системами ОТБ являются повышение уровня защищенности ОТИ/ТС железнодорожного  транспорта от актов незаконного вмешательства, сохранение жизни и здоровья людей, минимизация материального ущерба и ущерба окружающей среде.

Общие задачи, решаемые ИТС ОТБ, устанавливаемые на ОТИ/ТС всех категорий:

— обеспечение функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС;

— накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности и передача указанных данных, в соответствии с установленным порядком, федеральным и территориальным органам;

— видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС;

— поддержка выполнения пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ/ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры;

— обеспечение защиты инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;

— информирование в соответствии с установленным порядком федеральных и территориальных органов обо всех выявленных, распознанных и идентифицированных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в технологический или перевозочный секторы зоны транспортной безопасности, а также обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи данных лиц и объектов с совершением или подготовкой АНВ;

— оповещение граждан об актах незаконного вмешательства, о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, а также трансляция сообщений, на Требования к ИТС ОТБ

Перечень инженерно-технических систем ОТБ определяется в зависимости от типа ОТИ/ТС и присвоенной категории.

В состав инженерно-технических систем ОТБ ОТИ/ТС могут входить:

-система контроля;

-система видеонаблюдения;

-система охранной сигнализации;

-система обработки и передачи данных;

-система оповещения и трансляции.

Инженерно-технические системы ОТБ  должны интегрироваться в единый комплекс посредством системы обработки и передачи данных.

Инженерно-технические системы ОТБ  в процессе функционирования должны производить обмен информацией с системой обработки и передачи данных на основе открытых форматов обмена данными, используя для этого входящие в их состав модули информационного взаимодействия.

Управление инженерно-техническими системами ОТБ должно осуществляться с поста управления ОТБ.

Инженерно-технические системы ОТБ должны обеспечивать передачу данных в соответствии с установленным порядком на пост управления ОТБ и компетентным органам в области ОТБ.

Инженерно-технические системы ОТБ ТС должны предоставлять инструменты диагностирования и контроля работоспособности собственных компонентов.

Инженерно-технические системы ОТБ ТС должны обеспечивать возможность дальнейшей модернизации, как программного обеспечения, так и комплекса технических средств в целом.

Вопрос 20: Порядок реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Любая информация, касающаяся подготовки к совершению АНВ в отношении ОТИ или ТС, находящихся на его территории, должна быть установленным порядком передана силам обеспечения ТБ на ОТИ для своевременного принятии адекватных мер.

В этих целях руководителями подразделений ОТИ и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне ТБ и на критических элементах ОТИ, должны быть доведены до работников требования по действиям в сложившейся обстановке.

В наглядной и доступной форме персонал и посетители ОТИ должны быть проинформированы о доступных средствах связи и номерах телефонов для передачи информации оперативным службам ОТИ и силам обеспечения ТБ ОТИ.

В обязанности подразделения ТБ входит:

  1. Воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) КПП (постов).

Работники подразделения ТБ должны воспрепятствовать проникновению в зону свободного доступа, зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ нарушителя, оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин.

  1. Воспрепятствование преодолению любыми лицами КПП (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону ТБ или на критические элементы ОТИ или ТС.
  2. Передача уполномоченным представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, нарушителей пропускного и внутриобъектового режима, лиц проносящих или провозящих предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на критический элемент ОТИ или ТС, лиц, совершающих или подготавливающих АНВ.
  3. Не допущение попадания предметов или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ и на КЭ ОТИ или ТС, путем их выявления и передачи представителям уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также локализации и устранения последствия их применения.

Реагирование на подготовку совершения АНВ в отношении ОТИ должно учитывать:

— источник информации,

— характеристику установленных признаков подготовки совершения АНВ,

— полноту и достоверность информации,

— оценку характера и степени угрозы.

Информация о подготовке к совершению АНВ может исходить от внешних и от внутренних источников.

К внешним источникам может быть отнесена информация, полученная от уполномоченных должностных лиц подразделений федеральных органов исполнительной власти, находящихся вне территории ОТИ.

К внутренним источникам может быть отнесена информация, полученная от должностных лиц ТС, персонала ОТИ, пассажиров и посетителей находящихся на ОТИ.

Меры, принимаемые на ОТИ при реагировании на подготовку совершения АНВ:

  1. При угрозе захвата:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

  1. При угрозе взрыва:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

— Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

— Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

— Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

  1. При угрозе размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ):

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение ).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

— Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

— Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

— Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

  1. При угрозе поражения опасными веществами:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

— Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

— Привлечение специализированных подразделений для проведения радиационного и химического контроля на территории ОТИ

  1. При угрозе захвата КЭ ОТИ и/или ТС:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление охраны и наблюдения и на КЭ ОТИ и/или ТС.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.

  1. При угрозе взрыва КЭ ОТИ и/или ТС:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

— Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

— Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

— Подготовка и проведение мероприятий по эвакуации персонала и посетителей.

  1. При угрозе размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ взрывных устройств (взрывчатых веществ):

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление наблюдения за КЭ ОТИ.

— Усиление охраны объекта на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов.

— Введение ограничений или запрет на использование технических средств и средств связи.

— Привлечение кинологических служб для выявления взрывных устройств.

— Введение запрета на допуск посетителей на КЭ ОТИ.

  1. При угрозе блокирования:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение).

— Усиление наблюдения за движением автотранспорта на въезд и выезд в районе КПП.

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

  1. При угрозе хищения:

— Оперативное доведение информации до руководства СТИ и сил обеспечения ТБ.

— Информирование установленным порядком (раздел Плана, приложение ___).

— Усиление охраны объекта по периметру и на критических элементах.

— Приведение в немедленную готовность ГБР.

— Проведение досмотра в целях обеспечения ТБ всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) через КПП физических лиц и материальных объектов

— Введение ограничений или запрета на допуск посетителей на территорию ОТИ.

Вопрос 21: Порядок выявления и распознавания на КПП (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

В зависимости от назначения и оснащенности КПП и постов, для достижения целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра — обнаружения (включая выявление, распознавание и идентификацию) предметов и веществ, указанных в Перечнях, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть и оснований для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и ТС или её часть материальных предметов, в случаях, предусмотренных Требованиями, в объеме, установленном планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, работники досмотра:

  • проводят сверку и (или) проверку документов;
  • обследуют объекты досмотра с использованием средств досмотра;
  • обнаруживают предметы и вещества, включенные в Перечни или выявляют объекты досмотра, требующие проведения в их отношении дополнительного досмотра;
  • проводят дополнительный досмотр, обнаруживают, распознают и (или) идентифицируют с использованием средств досмотра, а также иными способами, указанными в пункте 58 настоящих Правил, предметы и вещества, включенные в Перечни;
  • принимают решение о наличии оснований для допуска объектов досмотра в соответствующую часть зоны транспортной безопасности;
  • принимают решение об информировании лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности и приложениям к ним, уполномоченных подразделений МВД России и ФСБ России об идентификации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • оформляют на КПП, постах, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС Акты и Журналы, приведенные в Приложениях к настоящим Правилам;
  • выполняют иные функции по поручению уполномоченных в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающие достижение целей досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра и их качество.

Вопрос 22: Виды пропусков для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их применение и уничтожение.

Проход (проезд) на объекты ОАО «РЖД» и на прилегающие к ним территории физических лиц или перемещение материальных объектов, проезд служебных и производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов осуществляется по постоянным, разовым, материальным пропускам и служебным удостоверениям.

Допуск физических лиц на искусственные сооружения ОАО «РЖД» осуществляется по пропускам формы № 1

Образцы пропусков всех видов согласовываются с территориальными органами ФСБ России, МВД России и Росжелдором

Пропуска установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта ОАО «РЖД» носятся на видном месте поверх одежды.

Вопрос 23: Порядок обязательной аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности — установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности.

Целью проведения аттестации сил ОТБ является принятие субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Порядок проведения аттестации сил ОТБ определен постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. N 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

Процедура проведения первичной, периодической и внеочередной аттестации состоит из следующих этапов:

— проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ;

— проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ;

— проверка на наличие уровня образования, подтвержденного документом об образовании;

— проверка наличие знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения аттестуемым лицом работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.

В случае отсутствия у аттестуемого лица знаний, умений, навыков, установленных требованиям законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о подготовке аттестуемого лица.

Срок проведения аттестации не может превышать 3 рабочих дня с даты принятия органом аттестации решения о проведении аттестации физического лица.

Вопрос 24: Сроки проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 “О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности”.

Аттестация проводится со следующей периодичностью:

а) один раз в 5 лет — для работников субъекта транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве;

б) один раз в 3 года:

для работников субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах;

для работников подразделения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования;

для работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

для работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;

для работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, осуществляющих управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

в) один раз в 5 лет — для иных работников субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.

Вопрос 25: Случаи проведения внеочередной аттестации аттестуемых лиц из числа подразделений транспортной безопасности.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 “О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности”.

Аттестованные лица подлежат внеочередной аттестации в случае:

а) наличия вступившего в законную силу решения суда, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;

б) наличия вынесенного постановления органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;

в) изменения должностных обязанностей аттестованного лица, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к его знаниям, умениям, навыкам и личностным (психофизиологическим) качествам;

г) изменения требований к знаниям, умениям и навыкам аттестованных лиц, к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий аттестованных лиц.

  1. Внеочередная аттестация, проводимая по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 33 настоящих Правил, осуществляется в объеме проверки соответствия знаний, умений, навыков и личностных (психофизиологических) качеств аттестуемого лица, соответствующем дополнительным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, личностным (психофизиологическим) качествам аттестуемого лица, без прохождения предварительно проверки, предусмотренной пунктом 26 настоящих Правил.

Вопрос 26: Какими нормативными правовыми актами определяются требования по подготовке сил обеспечения транспортной безопасности?

Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности разработан в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» статьями 85.1 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос 27: Порядок допуска в зоны транспортной безопасности пожарно-спасательных расчетов, аварийно-спасательных команд, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных.

Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывших для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

Вопрос 28: Порядок допуска в зоны транспортной безопасности уполномоченных сотрудников МВД России и ФСБ России.

Выдавать разовые пропуска уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим деятельность на ОТИ и/или ТС, а также прибывающим на ОТИ и/или ТС для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и  заданий, предписаний, командировочных удостоверений на КПП по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных задач и функций или допускать в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и/или ТС уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, прибывающих на ОТИ и/или ТС для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений, в сопровождении  представителей подразделений органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, обладающих постоянными пропусками для прохода на ОТИ и/или ТС или уполномоченных лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

Вопрос 29: Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

(16 ФЗ -2007г. Статья 8.)

Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства либо находящимися на них.

Вопрос 30: Порядок информирования физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности о требованиях по обеспечению транспортной безопасности.

Приказ Минтранса РФ 08 февраля 2011 г. №43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».

Информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение:

  1. Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
  2. Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам.
  3. Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
  4. Совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.

Вопрос 31: Кто не допускается в зону транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, транспортного средства или в ее сектора.

В зону транспортной безопасности ОТИ или ТС или их части не допускаются объекты досмотра, включая физических лиц, у которых были обнаружены, распознаны или идентифицированы оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, которые перемещались без законных на то оснований,  в том числе нарушители, использующие автотранспортные средства, самоходную технику и машины.

Работники досмотра не допускают в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекты досмотра, у которых в ходе проверки документов и сверки данных, указанных в перевозочных документах, выявлены несоответствия (в том числе написание в перевозочном документе фамилии, имени, отчества объекта досмотра — физического лица с использованием символов алфавита, отличных от тех, на которых составлен документ, удостоверяющий личность), по фактам выявления указанных несоответствий информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России.

(приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»)

Вопрос 32: В каких случаях и на кого (что) не распространяется ограничение и запрет на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть оружия и взрывчатых веществ, включенных в Перечни запрещенных предметов и веществ?

Ограничение и запрет на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть оружия и взрывчатых веществ, включенных в Перечни, не распространяется на взрывчатые вещества, оружие, их снаряжение и компоненты, предназначенные для решения боевых и оперативно-служебных задач, и состоящие в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на вооружении государственных военизированных организаций, определенных Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»*(3), при их перемещении сотрудниками таких организаций на законном основании, а также с учетом особенностей их перевозки в соответствии с правилами перевозки на видах транспорта.

(Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»)

Вопрос 33: Порядок сверки (проверки) документов на КПП.

При проверке пропуска проходящих через КПП лиц, обращается особое  внимание  на правильность их оформления (срок действия, шифры, печати,  подписи,  соответствие  их имеющимся на КПП образцам, а также соответствие    фотокарточки   предъявителя   пропуска   или   другого документа).  Посетители  по разовым пропускам пропускаются только после проверки документов, удостоверяющих их личность;

проверяется  по  материальному  пропуску (путевому листу) при вносе (выносе)   или   ввозе  (вывозе)  какого-либо  имущества  соответствие наименований и количества материалов с записью в материальном пропуске (путевом   листе),   а  также  соответствие  подписей,  печатей,  даты оформления пропуска;

задерживаются  лица,  пытающиеся  проникнуть на объект (с объекта) с нарушением  пропускного  режима, а также по недействительным пропускам (документам).

При проверке служебных удостоверений, постоянных и временных пропусков  на  КПП  необходимо  обращать  внимание  на их соответствие установленным    образцам   (сроки   действия,   соответствие   шифров установленным   образцам,   соответствие   фотокарточки,  правильность заполнения  и  скрепления печатью фотокарточки с документом, наличие и соответствие подписи и печати имеющимся образцам и т.д.).

При  проверке  разового  пропуска  необходимо  сверить дату выписки   пропуска,   сличить  фамилию,  имя,  отчество,  указанные  в пропуске,   с   документом,   удостоверяющим   личность  предъявителя, проверить  наличие  соответствующих  шифров,  сличить  фотокарточку на документе  с личностью, а при оборудовании КПП техническими средствами контроля доступа — действовать согласно инструкции.

При  выходе  посетителей  разовые  пропуска  с отметкой об убытии сдаются  дежурному  КПП, которые затем передают их начальнику караула. Начальник караула погашенные разовые пропуска сдает в бюро пропусков.

Вынос   (вывоз)   материальных   ценностей   с  территории охраняемого объекта осуществляется по соответствующим документам.

Автомобильный транспорт, принадлежащий охраняемому объекту и прибывший  для  работы,  пропускается  на  охраняемую территорию через установленные КПП по соответствующим документам.

Железнодорожный  транспорт  пропускается на территорию охраняемых объектов и выпускается обратно в установленном порядке.

При  проверке  материального  пропуска необходимо тщательно проверить  дату  его  выдачи,  сличить  подписи  и печать с образцами, имеющимися  на КПП, наименование и количество предметов, поименованных в  пропуске и фактически вывозимых (выносимых) с территории объекта. В случае  обнаружения какого-либо несоответствия в материальном пропуске на    пост    вызывается    начальник   караула,   который   принимает соответствующее решение.

Дежурный  КПП  отмечает  в  материальном  пропуске  время  вывоза (выноса)  материальных  средств  и  после смены караула сдает пропуска начальнику караула, который передает их в бюро пропусков.

Вопрос 34: Назовите наиболее характерные отличительные признаки лиц, намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства.

Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность объекта.

В качестве потенциальных носителей угроз выделяется три основные группы нарушителей:

  • внешние нарушители;
  • внутренние нарушители;
  • внешние нарушители, действующие в сговоре с внутренними нарушителями (комбинированные).

внутренний одиночный нарушитель представляет собой сотрудника субъекта и/или объекта транспортной инфраструктуры, имеющего доступ в планируемую зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ;

потенциальный внутренний нарушитель может быть сотрудником, принуждаемым к содействию внешними нарушителями, путем подкупа, шантажа или угроз применения силы; сотрудником, имеющим преступ-ные наклонности; психически неуравновешенным человеком;

групповой внутренний нарушитель представляет собой группу сотрудников субъекта и/или объекта транспортной инфраструктуры, действующих по предварительному сговору, имеющих доступ в планируемую зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ. Кроме того, группе лиц ввести в заблуждения других сотрудников проще, чем одиночному внутреннему нарушителю;

одиночный внешний нарушитель часто им становится бывший со-трудник, не имеющий санкционированного доступа на территорию ОТИ, но осведомленный о пропускном и внутриобъектовом режимах и методах охраны;

групповой внешний нарушитель представляет собой организованную группу лиц, намерением которых является совершение террористического акта;

комбинированный нарушитель представляет собой организованную группу лиц, состоящую из внешних нарушителей и сотрудников субъекта или объекта транспортной инфраструктуры, которые действуют во взаимодействии между собой, с намерением совершить террористический акт.

В общем случае следует предполагать, что нарушители как внешние, так и внутренние, обладают высокой степенью информированности об особенностях ОТИ. Особую опасность представляет угроза сговора внутреннего и внешнего нарушителей.

Выделяют две группы нарушителей, отличающихся характером поведения при совершении АНВ на ОТИ и ТС: осторожные и неосторожные.

Осторожные нарушители характеризуются:

  • низким уровнем тревожности;
  • проявляют общительность, стремятся к установлению межличностных контактов;
  • социально адаптированы;
  • в наименьшей степени упрекают себя за совершение преступления.

Неосторожные нарушители:

  • характеризуются высоким уровнем тревожности;
  • отличаются интрапунитивными реакциями в ситуации фрустрации (возложение ответственности за неудачи на себя), в отличие от умышленных преступников, для которых свойственны экстрапунитивные реакции (склонность во всем винить окружающих людей);
  • проявляют неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе, избыточный самоконтроль, дезорганизованное поведение;
  • реализуют эмоциональные, а нерациональные спокойные реакции на угрозы в экстремальной ситуации.
Продолжаем тему. Прочти и задумайся!
Если материал был полезен
Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом - отметьте нас в любой социальной сети. Желающие могут подписаться на обновления.

Ваш e-mail:
Updated: 13.07.2018 — 15:06

The Author

Работник ВО

Ведомственная охрана, в какой бы сфере она не осуществляла свою деятельность, является важнейшей составляющей государственной машины. Работники ведомственной охраны обеспечивают безопасность крупнейших предприятий, организаций и государственных мероприятий. К сожалению, заработная плата в большинстве подразделений остаётся на низком уровне, несмотря на то, что работники ведомственной охраны несут службу с огнестрельным оружием, охраняют важнейшие транспортные узлы, магистрали и объекты. Нашу работу контролирует множество вышестоящих организаций, что подразумевает множество проверок, как плановых так и внеплановых (не считая аттестации и периодические проверки). Но не будем отчаиваться, друзья, рано или поздно закончится глобальный кризис и на волне всеобщего экономического подъёма поднимемся и мы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мир меняется © 2017