Документ адаптирован для подготовки по транспортной безопасности.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» | Официальный текст на pravo.gov.ru
Секторы зоны транспортной безопасности
Зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1633 (ОТИ железнодорожного транспорта) и № 1641 (объекты метрополитена) об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности:
Перевозочный сектор ЗТБ
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – части зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройства, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
Сектор свободного доступа ЗТБ
Сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности – части зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), на которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц (транспортных средств) и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.
Технологический сектор ЗТБ
Технологический сектор зоны транспортной безопасности – участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта метрополитена, с учётом запрета или ограничения на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Критический элемент ОТИ
Критические элементы объекта транспортной инфраструктуры – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.
Комментарий
Законодательство в области транспортной безопасности определяет ключевые понятия организации защищённого пространства на транспорте. Зона транспортной безопасности представляет собой территорию с особым режимом. В её структуре выделяются критические элементы, нарушение которых приводит к тяжёлым последствиям. Для дифференциации контроля зона разделяется на секторы: перевозочный (доступ по билетам и пропускам), технологический (доступ только для персонала) и сектор свободного доступа, где обязателен досмотр, но не требуется проверка правовых оснований для входа. Такое зонирование позволяет эффективно распределять меры безопасности в зависимости от уровня угроз.
Вы можете вернуться к списку вопросов или перейти к задачам и тестам выбрав соответствующую категорию
Тематические вопросы:
Практические задачи:
Тесты:
Если рассматривать железнодорожный транспорт, то на станциях в последнее время критическим элементом признается помещение дежурного по станции и помещение релейной (место расположения оборудования сигнализации, централизации, блокировки, защиты и пр.). Ещё есть пост электрической централизации (ЭЦ). На крупных станциях это трехэтажное здание, где третий этаж — аппаратная с аппаратом управления; второй — релейная; третий — аккумуляторная и другие подсобные помещения.
По мнению экспертов в области оценки уязвимости, совершение акта незаконного вмешательства в отношении этих элементов приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта. Когда объект перестанет функционировать — возникнут проблемы. Но более тяжкие последствия могут возникнуть когда объект не просто перестанет выполнять свои функции а будет полностью или частично разрушен в результате АНВ.
Зона транспортной безопасности — это объект транспортной инфраструктуры (вокзалы различных видов транспорта, станции, объекты централизации, управления, мосты и многое другое), его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности (Постановление Правительства N 1633) устанавливается особый режим допуска физических лиц (пассажиров, посетителей, встречающих, работающих и т.д.), транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных. Транспортное средство также имеет свои зоны транспортной безопасности и Требования по обеспечению ТБ в полной мере относится и к нему. Сектора (свободного доступа, перевозочный и технологический) являются ЧАСТЬЮ ЗОНЫ ТБ.