Международная организация гражданской авиации
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное агентство ООН, основанное в 1944 году для координации и гармонизации развития глобальной авиатранспортной системы. Правовой основой её деятельности служит Чикагская конвенция 1944 года, которая закрепляет права и обязанности государств-членов и устанавливает процедуру внедрения единых международных стандартов.
На сегодняшний день ИКАО объединяет 193 государства, являясь ключевой и авторитетной площадкой для регулирования международных воздушных перевозок. Организация разрабатывает и внедряет универсальные нормы в области безопасности полётов, авиационной безопасности, эффективности воздушного транспорта и защиты окружающей среды.
Структура и руководство ИКАО
Высшим органом организации является Ассамблея, созываемая раз в три года. Она определяет стратегические направления работы, утверждает бюджет и оценивает деятельность исполнительных органов. Последняя, 40-я Ассамблея, прошла осенью 2019 года, следующая, 41-я, запланирована на сентябрь-октябрь 2022 года.
Постоянно действующим руководящим органом выступает Совет ИКАО из 36 стран, избираемых Ассамблеей. Членство в Совете отражает ведущую роль государства в мировой авиации. Его возглавляет Президент (с 2020 года — г-н Сальваторе Шаккитано). Россия неизменно избирается в Совет с 1971 года, что подтверждает её активную и значимую позицию.
Оперативную работу обеспечивает Секретариат во главе с Генеральным секретарём (с августа 2021 года — г-н Хуан Карлос Саласар). В структуру также входят 7 региональных бюро. Российская Федерация взаимодействует с Европейским и Североатлантическим бюро (EUR/NAT) в Париже.
Участие Российской Федерации в ИКАО
Россия является полноправным членом ИКАО с 1970 года (как правопреемник СССР). Это участие имеет стратегическое значение для защиты национальных интересов и укрепления позиций страны на международной арене. Оно позволяет:
- Влиять на формирование глобальной авиационной политики с учётом российских приоритетов.
- Отстаивать беспрепятственную эксплуатацию российской авиатехники на международных маршрутах.
- Получать доступ к передовому мировому опыту и технологиям для внедрения в отечественную практику.
- Противодействовать принятию стандартов, способных нанести ущерб российской авиационной отрасли.
- Сокращать издержки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счёт международного сотрудничества.
Нормы ИКАО служат основой для разработки национальных правил и процедур, регулирующих все аспекты гражданской авиации России. Российские эксперты работают в Совете и его комитетах, а также в большинстве профильных групп ИКАО. Русский язык является одним из рабочих языков организации, что обеспечивает прямое участие в процессе принятия решений.







