История платных дорог в России
Принцип платных дорог в России впервые был закреплён на законодательном уровне в указе президента Бориса Ельцина от 8 декабря 1992 года «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе».
27 июня 1998 года глава государства издал указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», который установил порядок создания платных магистралей. Плата за проезд взималась только в том случае, если на тех же направлениях были доступны бесплатные дороги.
Первая платная дорога в РФ
В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд был выбран 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» — обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км), реконструированный в 1998 году. 22 апреля 1999 года правительство РФ сделало его платным. Стоимость проезда для легковых автомобилей составляла от 5 рублей, а для грузовиков — до 15 рублей.
Спустя год длина платного участка была увеличена до 50 км — к нему присоединили обход города Задонска.
Закон о платных дорогах
8 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (они могут привлекать операторов для управления дорогами).
Закон также определяет, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.