Категория 7, видеонаблюдение. Тематические вопросы с ответами по транспортной безопасности с 21 по 30 - Мир меняется

Категория 7, видеонаблюдение. Тематические вопросы с ответами по транспортной безопасности с 21 по 30

Содержание
  1. Вопрос 21. Какие сведения отражаются в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?
  2. Вопрос 22. Какие сведения отражаются в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства?
  3. Вопрос 23. Какие ограничения установлены для лиц, задействованных при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?
  4. Вопрос 24. Какие работы являются непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности и каким нормативным правовым актом они утверждены?
  5. Вопрос 25. Какие знания необходимо иметь работнику, управляющему техническими средствами обеспечения транспортной безопасности?
  6. Вопрос 26. Какими умениями и навыками должен обладать работник, управляющий техническими средствами обеспечения транспортной безопасности?
  7. Вопрос 27. Какой порядок установлен для проверки субъектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов, каковы цели и основания для проведения такой проверки?
  8. Вопрос 28. Каким органом государственной власти осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, какие основания установлены для проведения плановых и внеплановых проверок?
  9. Вопрос 29. Как осуществляется подготовка сил обеспечения транспортной безопасности и какие типовые дополнительные профессиональные программы при этом используются?
  10. Вопрос 30. Что такое аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и каков порядок ее проведения?

Вопрос 21. Какие сведения отражаются в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 02.07.2021 г. №225 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации»:

4. Планы должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, в отношении объекта транспортной инфраструктуры и судна соответственно, а также этапы и сроки их реализации.

Планы необходимо оформлять в виде текстового документа с графическими планами-схемами с приложением копий документов, заверенных субъектом транспортной инфраструктуры, которые определены для объектов транспортной инфраструктуры — требованиями по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, предусмотренными частью 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Вопрос 22. Какие сведения отражаются в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства?

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1653 следующие сведения отражаются в содержании паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства:

1. Общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике):

  • полное и краткое наименование, организационно-правовая форма по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм;
  • адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и фактический;
  • контактные данные: телефон/факс, адрес электронной почты;
  • регистрационный номер и дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • идентификационный номер налогоплательщика и дата его присвоения.

2. Сведения о транспортном средстве (группе транспортных средств) и об осуществляемых перевозках:

  • заводской номер (для группы транспортных средств указывается в случаях, установленных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 г. № 1653 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее — требования), отдельно для каждого транспортного средства)
  • сетевой номер подвижного состава, присваиваемый Федеральным агентством железнодорожного транспорта в установленном порядке (для группы транспортных средств указывается в случаях, установленных требованиями, отдельно для каждого транспортного средства);
  • предназначение (перевозка пассажиров, грузов повышенной опасности);
  • вид сообщения осуществляемой перевозки (для перевозки пассажиров — в дальнем следовании, в пригородном сообщении);
  • номер пассажирского поезда (для транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки);
  • индекс грузового поезда (для транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов повышенной опасности);
  • маршрут осуществляемой перевозки (начальный, промежуточный и конечный пункт посадки-высадки пассажиров либо погрузки-выгрузки груза).

 3. Сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и о пункте (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности:

  • № п/п
  • наименование технического средства обеспечения транспортной безопасности;
  • Места размещения и количество установленных средств обеспечения транспортной безопасности;
  • описание и характеристика средств обеспечения транспортной безопасности;
  • адрес и описание места расположения пункта (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности, описание их оснащенности используемыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами связи и оповещения, количественный и качественный состав работников сил обеспечения транспортной безопасности пункта (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности.

4. Описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств), направленных на исполнение требований:

4.1. При уровне безопасности № 1 (постоянный).

4.2. При объявлении (установлении) уровня безопасности № 2.

4.3. При объявлении (установлении) уровня безопасности № 3.

5. Сведения о лицах, назначенных субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственными за обеспечение транспортной безопасности:

  • лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
  • должность;
  • номер рабочего телефона;
  • номер мобильного телефона;
  • факс;
  • адрес электронной почты;
  • номер и дата приказа о назначении;
  • лицо, назначенное субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств;
  • должность;
  • номер рабочего телефона;
  • номер мобильного телефона;
  • адрес электронной почты;
  • номер и дата приказа, распоряжения, решения о назначении.

Приложения:

1. Результаты обследования и изучения реализуемых на транспортном средстве мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований на ___ л. в 1 экз.

2. Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности транспортного средства, при привлечении подразделения транспортной безопасности — копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности на ___ л. в 1 экз. (прилагаются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения) .

3. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, на ___ л. в 1 экз.

4. Перечень штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, на ____ л. в 1 экз.

5. Перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти) , на __ л. в 1 экз.

6. Организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства на ____ л. в 1 экз.

7. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и экипажа транспортного средства информации об изменении уровней безопасности транспортного средства, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ___ л. в 1 экз.

8. Правила обращения со сведениями, содержащимися в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства железнодорожного транспорта, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности», на ___ л. в 1 экз.

9. Согласованные с соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта правила доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передачи таких данных подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», на ___ л. в 1 экз. (прилагаются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения) .

10. Согласованный с уполномоченными подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации порядок передачи подразделениям органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования по обеспечению транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения на ___ л. в 1 экз. (прилагается к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения)

Вопрос 23. Какие ограничения установлены для лиц, задействованных при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ст. 10 «Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности»:

Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

5) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;

7) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

8) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Вопрос 24. Какие работы являются непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности и каким нормативным правовым актом они утверждены?

Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности» и включает в себя:

1. Аккредитацию специализированных организаций в области транспортной безопасности.

2. Оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

5. Разработку и реализацию планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.

7. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

8. Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 25. Какие знания необходимо иметь работнику, управляющему техническими средствами обеспечения транспортной безопасности?

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 г. № 231 «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»:

Работник должен знать:

1) положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

2) перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС, а также порядок действий при их объявлении (установлении);

3) требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;

4) порядок применения технических средств обеспечения транспортной безопасности;

5) положения законодательства, регламентирующие уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области обеспечения транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.

Вопрос 26. Какими умениями и навыками должен обладать работник, управляющий техническими средствами обеспечения транспортной безопасности?

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 г. № 231 «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»:

Работник должен уметь:

1) оценивать на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности данные технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности;

2) моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ, попытки проноса (провоза) предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению в зону транспортной безопасности, или ее части и на критические элементы ОТИ или ТС.

Работник должен иметь навыки:

1) работы с техническими системами и средствами обеспечения транспортной безопасности;

2) пользования: средствами дежурного охранного оповещения и освещения объекта; техническими средствами контроля обстановки на объекте с помощью охранного телевидения, сигнализации; средствами радиосвязи; первичными средствами пожаротушения;

3) обнаружения взрывных устройств и подозрительных предметов, реагировании на совершение или угрозу совершения АНВ;

4) информирования об обстановке на объекте;

5) приема, сдачи объекта, находящегося под охраной.

Вопрос 27. Какой порядок установлен для проверки субъектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов, каковы цели и основания для проведения такой проверки?

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:

3. В рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности проводятся контрольные (надзорные) мероприятия в отношении субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, подразделений транспортной безопасности) с участием уполномоченных представителей органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных подразделений с использованием тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на их использование либо перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.

Согласно ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 31 июля 2020 года:

Ст. 57. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий​.

1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в ч. 2 статьи, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

2. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

3. При наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля возможно проведение внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица в Ространснадзор информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), осуществляемых в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений.
Предмет внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в случае, предусмотренном настоящей частью, ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности).

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утверждённому ПП № 1051 от 29 июня 2021 г.:
62. В ходе проведения эксперимента с целью выявления нарушения требований по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности могут моделироваться следующие ситуации:
а) прохождение (проникновение) условного нарушителя в неустановленном месте и (или) прохождение (проникновение) в зону транспортной безопасности без наличия законных оснований для прохода;
б) прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в неустановленном месте и (или) прохождение (проникновение) в зону транспортной безопасности без наличия законных оснований для прохода, в том числе с установкой (закладкой) такого тест-предмета;
в) прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в зону транспортной безопасности в установленных местах через досмотр, повторный досмотр, дополнительный досмотр либо прохождение (проникновение) условного нарушителя с тест-предметом в зону транспортной безопасности в установленных местах с попыткой непрохождения досмотра.

Вопрос 28. Каким органом государственной власти осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, какие основания установлены для проведения плановых и внеплановых проверок?

В соответствии с ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Согласно ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 31 июля 2020 года:

Ст. 57. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий​.
1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в ч. 2 статьи, может быть:
1) наличие у Ространснадзора сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения Ространснадзора об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

3. При наличии соответствующего положения в федеральном законе о виде контроля возможно проведение внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица в Ространснадзор информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности), осуществляемых в рамках разрешительных режимов в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений.
Предмет внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности).

Вопрос 29. Как осуществляется подготовка сил обеспечения транспортной безопасности и какие типовые дополнительные профессиональные программы при этом используются?

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.07.2021 г. № 232:

1. Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности устанавливает правила подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, а также персонала специализированных организаций, непосредственно осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной безопасности и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям (далее — подготовка), а также требования к учебно-тренажерной базе, в том числе тренажерам.

2. Подготовка направлена на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, требования к которым установлены законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

3. Подготовка осуществляется по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная программа). Реализация образовательных программ включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.

4. Соответствующие образовательные программы разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее — образовательная организация), на основании типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

5. Подготовка по основным программам профессионального обучения и разработка типовых основных программ профессионального обучения осуществляются при условии включения работников подразделения транспортной безопасности из числа отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

6. При разработке дополнительной профессиональной программы образовательная организация учитывает потребности лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование, в том числе объединение аналогичных дисциплин (модулей) при подготовке обучающихся по нескольким типовым дополнительным профессиональным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

7. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

8. Образовательные организации при реализации программ должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры.

Тренажеры должны обеспечивать имитацию действий.

Учебно-тренажерная база должна обеспечивать работу в следующих режимах:

  • режиме обучения,
  • проверки знаний.

Образовательной организации следует использовать при подготовке обучающихся в качестве работников, осуществляющих:

  • досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, — тренажеры, имитирующие объекты досмотра, для процедуры досмотра ручным контактным способом физических лиц — манекены;
  • управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности — тренажеры (макеты), имитирующие системы и средства сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.

При подготовке по программам допускается использование в качестве тренажеров технических средств обеспечения транспортной безопасности, применяемых для обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 30. Что такое аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и каков порядок ее проведения?

Согласно Порядку аттестации сил ОТБ, утверждённому ПП № 905 от 01 июня 2023 года:

2. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, в целях проверки СТИ, предусмотренной частью 1_1 статьи 10 ФЗ № 16, указанных в пунктах 1-6 и 9 части 1 статьи 10 ФЗ № 16 сведений (далее — обработка персональных данных) осуществляется:

  • уполномоченными компетентными органами в области ОТБ и находящимися в их ведении организациями (далее в ответе – орган аттестации);
  • аттестующими организациями на основании договора.

В соответствии с ч. 8 ст. 12.1 ФЗ № 16 — Договор, заключается с:

  • СТИ, ПТБ, иной организацией;
  • ИП, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения СТИ требований по ОТБ;
  • аттестуемым лицом.

3. Аттестация проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет органами аттестации и заключается:

  • в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц, личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности;
  • в целях принятия СТИ решения:
  1. о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ;
  2. об отстранении от выполнения такой работы.


4. Заявление и документы в целях аттестации подаются в орган аттестации:

  • заявителями — СТИ, ПТБ, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве ПТБ, специализированной организацией в области ОТБ, организацией, претендующей на аккредитацию для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС либо аттестуемым лицом:
  • в электронной форме;
  • с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее в ответе — единый портал).

В целях аттестации органы аттестации имеют право привлекать аттестующие организации.
Привлекаемая органом аттестации для проведения проверок в целях аттестации, и(или) для обработки персональных данных аттестующая организация определяется заявителями из числа аккредитованных организаций, включённых в реестр аттестующих организаций, формирование и ведение которого осуществляются органом аттестации (далее — реестр аттестующих организаций).

5. Аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работ, непосредственно связанных с ОТБ, установленных пп 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 16.

6. Заявители (кроме аттестуемого лица) в целях аттестации посредством единого портала подают в орган аттестации:

  • заявление в отношении аттестуемого лица, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • иные документы, перечень и форма которых установлены в приложениях № 2–4 к Правилам.

7. Аттестуемое лицо (заявитель) в целях аттестации подаёт посредством единого портала в орган аттестации:

  • заявление, подписанное усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица;
  • иные документы, перечень и форма которых установлены в приложениях № 2–4 к Правилам.

8. В случае принятия органом аттестации решения о необходимости привлечения аттестующей организации заявитель в целях аттестации также представляет в орган аттестации копию (копии) договоров с аттестующей организацией.

9. К заявлениям, указанным в п. 6 и 7 Правил, в отношении лица, которому в соответствии с Правилами свидетельство об аттестации сил ОТБ (далее в ответе – свидетельство об аттестации) было выдано не ранее 60 дней до дня представления заявления, заявитель вправе не прилагать документы, подтверждающие отсутствие ограничений, предусмотренных ст. 10 ФЗ № 16.
При этом заявитель указывает в заявлении сведения о записи в реестре выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

10. В случае, предусмотренном п. 9 Правил, подтверждением ранее выданных (полученных) документов, подтверждающих отсутствие ограничений у аттестуемых лиц, является информация, полученная путём межведомственного информационного взаимодействия с использованием ЕГИСОТБ и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

11. Для возможности представления заявления и документов с использованием единого портала заявители должны завершить прохождение процедуры регистрации в ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

12. Допускается представление заявления и прилагаемых документов в орган аттестации заявителями на бумажном носителе.

14. Обработка персональных данных осуществляется с использованием информационной системы в отношении отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, и предшествует проведению аттестации.

16. Срок обработки персональных данных не может превышать 35 рабочих дней со дня поступления в орган аттестации или аттестующую организацию документов и информации.
В случае принятия органом аттестации решения о необходимости привлечения аттестующей организации, в соответствии с заключённым с аттестующей организацией договором, срок обработки персональных данных не может превышать 35 рабочих дней со дня представления заявления и документов в орган аттестации.

17. По результатам обработки персональных данных орган аттестации или аттестующая организация в день окончания обработки при наличии у аттестуемого лица ограничений, направляет заявителю уведомление о наличии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющего такую работу, ограничений на её выполнение в электронной форме в личный кабинет посредством единого портала.
В случае представления заявления и документов на бумажном носителе такое уведомление направляется заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении.

18. В случае представления заявителями документов в соответствии с пп 6 и 7 настоящих Правил орган аттестации (аттестующая организация) помимо проверки указанных документов в течение 1 рабочего дня после их получения направляет запрос в ОВД путём межведомственного взаимодействия для получения заключения о возможности допуска в отношении аттестуемого лица.
В отношении аттестуемого лица, указанного в п. 9 настоящих Правил, запрос в органы внутренних дел не направляется и получение подтверждения о наличии ранее выданного заключения о возможности допуска осуществляется путём межведомственного взаимодействия.

21. Аттестуемое лицо допускается к проведению проверок при выполнении каждого из следующих условий:
а) наличие заключения о возможности допуска;
б) соответствие представленных заявителем документов перечню, предусмотренному приложениями № 3 и 4 к настоящим Правилам, а также отсутствие ограничений, предусмотренных пп 1–6 и 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 16;
в) отсутствие выявленных в результате обработки персональных данных ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности;
г) наличие договора, предусмотренного абзацем 4 п. 23 настоящих Правил (за исключением проведения проверок органом аттестации).

22. Решение о допуске аттестуемого лица к прохождению проверок принимается органом аттестации.

23. В целях принятия решения об аттестации органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверки.

24. Проверки осуществляются обезличено с присвоением аттестуемому лицу в порядке, установленном органами аттестации, уникального идентификационного номера.

25. При проведении проверок используются технические средства аудио- и видеофиксации (далее — технические средства).

30. Проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности проводится в отношении отдельных категорий аттестуемых лиц посредством психофизиологического обследования.

33. Проверка соответствия уровня физической подготовки аттестуемого лица требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности проводится в отношении аттестуемого лица, осуществляющего (планирующего осуществлять) деятельность в качестве работника ПТБ, включаемого в состав ГБР, в отношении которого вынесено решение о допуске к указанной проверке.

34. Проверка соответствия знаний, умений и навыков всех аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности проводится:
а) в отношении аттестуемых лиц, за исключением лиц, осуществляющих (планирующих осуществлять) деятельность в качестве работника ПТБ, включаемого в состав ГБР, — при условии вынесения решения о допуске этих лиц к проверке соответствия знаний, умений, навыков;
б) в отношении аттестуемых лиц, осуществляющих (планирующих осуществлять) деятельность в качестве работника ПТБ, включаемого в состав ГБР, — при условии вынесения решения о допуске аттестуемых лиц к проверке соответствия их знаний, умений и навыков.

35. При наличии технических возможностей у заявителя и у органа аттестации или аттестующей организации проверка знаний, умений и навыков допускается в дистанционном режиме, за исключением проверки соответствия:

  • личностных (психофизиологических) качеств;
  • уровня физической подготовки.

36. В случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям, органом аттестации (аттестующей организацией) выносится заключение о соответствии, которое оформляется в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа аттестации.
На основании указанного заключения о соответствии органом аттестации не позднее 1 рабочего дня со дня вынесения заключения принимается решение об аттестации, которое оформляется в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, и сведения об аттестации вносятся в реестр выданных свидетельств об аттестации сил ОТБ (далее — реестр).
Свидетельство об аттестации формируется в виде выписки из реестра.
В случае установления несоответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям, органом аттестации (аттестующей организацией) выносится соответствующее заключение с приложением к нему материалов, обосновывающих установленное несоответствие, в виде электронных документов. Указанное заключение оформляется в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа аттестации (аттестующей организации) и подлежит направлению заявителю в личный кабинет в день принятия соответствующего решения в электронной форме посредством единого портала.

37. Свидетельство об аттестации в виде выписки из реестра, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, после присвоения ему регистрационного номера в реестре в день внесения записи об аттестации в реестр направляется заявителю в личный кабинет в электронной форме посредством единого портала.
В случае представления заявления и документов на бумажном носителе свидетельство об аттестации направляется заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении.

39. Заинтересованное лицо вправе получить выписку из реестра в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 12.1 ФЗ № 16.

38. Срок проведения аттестации со дня подачи заявления о проведении аттестации и до оформления свидетельства об аттестации составляет 47 рабочих дней.

41. Заявители обязаны подтверждать аттестацию каждые 5 лет со дня внесения записи об аттестации в реестр.

Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом - отметьте нас в любой социальной сети:

Работник подразделения транспортной безопасности

Принимаемые государством меры по обеспечению транспортной безопасности позволяют своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса России. Мы все прекрасно помним, как после развала СССР нашу страну сотрясла череда кровавых терактов. Террористы, под видом обычных пассажиров, имели возможность проникнуть на любой объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство. С подписанием Федерального Закона “О транспортной безопасности” были приняты беспрецедентные меры по защите людей от противоправных посягательств. На каждого работника сил обеспечения транспортной безопасности легла огромная ответственность. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации. Надеюсь, что публикуемые нами материалы помогут подготовиться к прохождению аттестации.

Оцените автора
Добавить комментарий