Тематические вопросы для работников, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.
- Вопрос 11. Порядок отнесения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств к не подлежащим категорированию. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства железнодорожного транспорта, объекты метрополитенов не подлежащие категорированию
- Вопрос 12. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства
- Вопрос 13. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства
- Вопрос 14. Условия и сроки проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
- Вопрос 15. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления)
- Вопрос 16. Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
- Вопрос 17. Требования по обеспечению транспортной безопасности, какими нормативными правовыми актами установлены и на кого распространяются
- Вопрос 18. Понятие зоны транспортной безопасности и ее секторов, критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов метрополитенов
- Вопрос 19. Перечень оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть, каким нормативным правовым актом установлен и что включает в себя
- Вопрос 20. Организационно-распорядительные документы субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), являющиеся приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) железнодорожного транспорта и объектов метрополитенов
- Перейти к другим вопросам:
- Продолжаем тему. Прочти и задумайся!
Вопрос 11. Порядок отнесения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств к не подлежащим категорированию. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства железнодорожного транспорта, объекты метрополитенов не подлежащие категорированию
В соответствии с приложением к приказу Минтранса РФ от 23 июля 2014 г. N 196 перечень объектов ТИ/ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта:
- подвижной состав, эксплуатирующийся исключительно на путях необщего пользования;
- вагоны, использующиеся исключительно для перевозок технологическим железнодорожным транспортом для собственных нужд промышленных предприятий.
Вопрос 12. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗоценка уязвимости объектов ТИ/ТС— определение степени защищенности объектов ТИ и ТС от угроз совершения АНВ.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов ТИ/ТС устанавливается Минтрансом, по согласованию с ФСБ и МВД России;
Проводится специализированными организациями с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора;
Оценка уязвимости ТС проводится субъектами ТИ, либо специализированными организациями с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов ТИ/ТС утверждаются Росжелдором;
Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов ТИ/ТС являются информацией ограниченного доступа.
Сведения о результатах оценки уязвимости объектов ТИ/ТС, указанных в части 2 статьи 4 настоящего закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Вопрос 13. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, приказом Министерства транспорта № 87оценка уязвимости ОТИ/ТС проводится в целях определения степени защищенности объекта от потенциальных угроз совершения АНВ.
В ходе ее проведения осуществляется:
- изучение технических и технологических характеристик объекта ТИ/ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта), организации их эксплуатации (функционирования).Результат:описание технических и технологических характеристик объекта (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации), организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов.
- Изучение системы принятых на объекте ТИ/ТС мер по защите от актов незаконного вмешательства.Результат:описание системы принятых мер по защите от АНВ, оценка ее соответствия требованиям по ОТБ.
- Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ (далее — модель нарушителя).Результат:описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ применительно к модели нарушителя.
- Определение рекомендаций субъекту ТИ/ТС в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по ОТБ.Результат: описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту ТИ/ТС в соответствии с требованиями по ОТБ.
Оценка уязвимости проводится аккредитованными организациями, с учетом перечня потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объекта с применением модели нарушителя. Срок проведения – не должен превышать одного месяца. Результаты оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в 3-х (1-й и 2-й – на бумажном носителе, 3-й — на магнитном) и направляется в ФАЖТ для рассмотрения и принятия решения об утверждении/отказе в утверждении.
При оценке группы идентичных по своим характеристикам ТС, находящихся в собственности одного лица, результаты оценки распространяются на всю группу.
Решение об утверждении результатов оценки (или отказе) принимается в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем Росжелдора. Первый экземпляр оценки, утвержденный руководителем ФАЖТ, заверенный гербовой печатью, вручается инициатору, 2-й и 3-й – остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.
При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта, и/или потенциальных угроз совершения АНВ, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Вопрос 14. Условия и сроки проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
При изменении документа, регламентирующего меры по защите объекта от АНВ, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта и утверждение ее результатов в течение 3 месяцев со дня изменений.
При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта ТИ/ТС, приводящих к изменению присвоенной категории или изменению плана ОТБ, проводится дополнительная оценка уязвимости объекта и утверждение ее результатов в течение 3 месяцев со дня изменений.
При переходе права собственности на объект ТИ/ТС обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта и представление в ФАЖТ на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта ТИ утвержденных результатов ранее проведенной оценки и согласии субъекта ТИ с ними).
Вопрос 15. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления)
Установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
- уровень N 1— степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса;
- уровень N 2;— степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса;
- уровень N 3 — степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Установить, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ № 495 п. 22 реализовать предусмотренные планом ОТБ ОТИ/ТС дополнительные меры при изменении уровня безопасности в сроки, не превышающие:
- 12 часов для объекта ТИ/ТС – III и IV категории;
- 6 часов для объекта ТИ/ТС II категории;
- 3 часов для объекта ТИ/ТС I категории с момента получения информации об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Вопрос 16. Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
В соответствии с приказом Минтранса России, ФСБ, МВД от 05.03.2010 № 52/112/134:
Угроза захвата– возможность захвата объектов ТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (ВВ)– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести им/их грузу повреждения.
Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ/ТС или их критических элементов* опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Вопрос 17. Требования по обеспечению транспортной безопасности, какими нормативными правовыми актами установлены и на кого распространяются
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ и ст. 8 Требования обеспечения транспортной безопасности Постановления Правительства РФ № 495:
Требования по ОТБ, в том числе к а/т защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов, устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса России, по согласованию с ФСБ и МВД России.
Обязательны для исполнения СТИ и перевозчиками.
Требования по ОТБ на этапе проектирования и строительства устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса России, согласованному с Минстроем России, ФСБ и МВД.
Обязательны для исполнения застройщиками ОТИ.
Требования по ОТБ объектов, расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных земельным законодательством к охранным зонам земель транспорта, устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ и МВД.
Обязательны для собственников и владеющими объектами на ином законном основании.
Требования по соблюдению ТБ для физических лиц, следующих/находящихся на ОТИ/ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ и МВД России.
Обязательны для физических лиц, прибывающих/находящихся на ОТИ/ТС.
Вопрос 18. Понятие зоны транспортной безопасности и ее секторов, критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов метрополитенов
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ:
Зона транспортной безопасности– ОТИ, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), ТС, его часть, для которых в соответствии с требованиями по ОТБ устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 25 октября 2011 г. N 515:
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта ТИ/ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам/пропускам установленных видов.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта ТИ/ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов.
Зона свободного доступа объекта ТИ или ТС– территория объекта ТИ/ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
В соответствии с приказом Минтранса России, ФСБ, МВД от 05.04.2010 N 52/112/134:
Критический элемент объекта ТИ/ТС– строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта ТИ/ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 19. Перечень оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть, каким нормативным правовым актом установлен и что включает в себя
В соответствии с п. 10 приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения ТБ»:
Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть
Включает 4 группы опасных предметов и веществ:
- Оружие, боеприпасы, ВВ
- Радиоактивные вещества
- Химически опасные вещества
- Биологические компоненты
Вопрос 20. Организационно-распорядительные документы субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), являющиеся приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) железнодорожного транспорта и объектов метрополитенов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 495 от 27 апреля 2017 г.утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости организационно-распорядительные документы по реализации мер по ОТБ объекта, копии которых являются приложениями к Плану ОТБ, в том числе:
- Положение о подразделении ТБ. При привлечении подразделения ТБ для защиты объекта от АНВ: копии устава привлеченного подразделения и договора о его привлечении (утверждаются в течение 2-х месяцев со дня утверждения оценки уязвимости);
- Организационную структуру (схему) управления силами ОТБ;
- Перечень должностей работников субъекта/перевозчика, работающих в зоне ТБ и на критических элементах объектов;
- Перечень должностей персонала, непосредственно связанного с ОТБ объектов;
- Перечень должностей работников юр. лиц/инд. предпринимателей, работающих в зонах ТБ, на критических элементах, кроме представителей органов исполнительной власти;
- Порядок реагирования сил ОТБ на подготовку к совершению/совершение АНВ;
- Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровней безопасности, реагировании на такую информацию;
- Порядок взаимодействия между силами ОТБ объекта и силами ОТБ объектов, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
- Схему информирования ФАЖТ, ФСБ, МВД и Ространснадзора о непосредственных и прямых угрозах, фактах совершения АНВ;
- Схему размещения ТС ОТБ (схема размещения и состав ТС, средств досмотра, проведения досмотра в целях ОТБ (досмотр, доп. досмотр и повт. досмотр);
- Порядок оценки эффективности мер по обеспечению ТБ объектов ТИ/ТС, реализуемых в соответствии с планом ОТБ;
- Порядок передачи данных ТС ОТБ в ФСБ, МВД и Ространснадзор, предусматривающий доступ к данным ТС на объекте, их передачу в указанные структуры для выполнения задач согласно установленным полномочиям;
- Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте, включающее разделы:
- Порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра на объекте ТИ/ТС. Досмотр на ТС включает в себя особенности их проведения при посадке/высадке пассажиров на пассажирских остановочных пунктах;
- Порядок действий сил ОТБ при выявлении на КПП ОТИ/ТС физических лиц, не имеющих оснований на пребывания в зоне ТБ, на критических элементах объекта;
- Порядок проверки документов для прохода физ. лиц, проезда автотранспорта, проноса/провоза грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, перемещения животных в зону ТБ, на критические элементы, наблюдения/собеседования с физ. лицами, оценки данных ТС ОТБ, для выявления подготовки к совершению/совершения АНВ;
12.1. Порядок допуска физ. лиц, находящихся при них вещей, автотранспорта и перемещаемых грузов в зону ТБ, на критические элементы, с учетом Правил допуска;
12.2. Порядок действий сил ОТБ при обнаружении оружия, ВВ, устройств, предметов и веществ, которые предусмотрен запрет/ ограничение на перемещение в зону ТБ (предметы/вещества запрещенные для перемещения);
12.3. Перечень и порядок эксплуатации ТС, инженерных средств и систем (заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению/совершению АНВ на объекте
12.4. Порядок оценки данных, полученных с использованием ТС ОТБ;
12.5. Порядок выдачи пропусков, уничтожения аннулированных и с истекшим сроком действия пропусков;
12.6. Согласованные с ФАЖТ, ФСБ и МВД образцы всех видов действующих пропусков;
12.7. Порядок передачи сотрудникам МВД, ФСБ лиц совершивших, совершающих, подготавливающих совершение АНВ, за которые установлена административная, уголовная ответственность, идентифицированного оружия, БП, ВВ и ВУ, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований для их хранения;
12.8. Порядок согласования выдачи постоянных пропусков с органами ФСБ и МВД, уведомления указанных органов о выдаче разовых пропусков.