Категория 5 сил ОТБ на воздушном транспорте (досмотр). Вопросы для аттестации (теория и практика) - Как спасти мир

Категория 5 сил ОТБ на воздушном транспорте (досмотр). Вопросы для аттестации (теория и практика)

Аттестующие организации могут использовать различные формулировки вопросов и ответов при испытании претендентов. Всё зависит от конкретных ОТИ, ТС и их особенностей. Уточняйте детали в своём учебном центре или по месту работы.
Категория 5. Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика) для аттестации работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.

Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика)

Вопрос 1. Какое определение установлено для понятия «соблюдение транспортной безопасности»?

Соблюдение транспортной безопасности — выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на ОТИ и ТС, требований, установленных Правительством РФ.

Вопрос 2. Какие установлены нормативы времени для непрерывного наблюдения за изображением на экране рентгенотелевизионной установки при проведении досмотра в транспортной безопасности и длительность необходимого перерыва после такого наблюдения?

Непрерывное наблюдение за изображением на экране рентгенотелевизионной установки не должно превышать 20 минут. Перерыв между таким наблюдением должен быть не менее 40 минут.

Вопрос 3. Как осуществляется допуск физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности по постоянным и разовым пропускам?

Проводятся сверка и (или) проверка документов, досмотр, наблюдение и (или) собеседование; допускается проведение дополнительного досмотра.

Вопрос 4. Каким образом досматриваются физические лица, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов?

Ручным (контактным) способом.

Вопрос 5. При наличии каких документов можно допустить сотрудника Ространснадзора в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?

  • постоянный пропуск;
  • разовый пропуск и удостоверение личности;
  • удостоверение инспектора гражданской авиации РФ.

Вопрос 6. Какое определение установлено для понятия «грузы повышенной опасности»?

Грузы повышенной опасности — опасные грузы, отнесённые Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды.

Вопрос 7. В каком случае проводится повторный досмотр?

Повторный досмотр осуществляется при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации:

  • а) об угрозе совершения акта незаконного вмешательства;
  • б) о выявлении по результатам наблюдения и (или) собеседования физических лиц, в действиях которых усмотрены признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства;
  • в) о несанкционированном доступе к объектам досмотра, прошедшим досмотр и допущенным в соответствующую часть зоны транспортной безопасности, а также их смешивании с не досмотренными или не допущенными в ЗТБ объектами.

Вопрос 8. На основании каких правил и в каком порядке организуется досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, чем они определяются и кем утверждаются?

На основании Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, которые определены и утверждены приказом Минтранса России № 34 1.

Вопрос 9. В каком порядке допускаются в зону транспортной безопасности категорированного объекта транспортной инфраструктуры пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транспортной безопасности?

В сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, без оформления разовых пропусков.

Вопрос 10. С какими органами государственной власти необходимо согласовать выдачу постоянного пропуска физического лица для прохода на категорированный объект транспортной инфраструктуры?

МВД, ФСБ.

Вопрос 11. Какое определение установлено для понятия «транспортная безопасность»?

Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Вопрос 12. Какие угрозы определены перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

В отношении ОТИ и ТС:

угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, блокирования и хищения.

В отношении критических элементов ОТИ и ТС:

угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ).

Вопрос 13. Какие особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра установлены на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта?

  • запрещена перевозка багажа пассажиров, не явившихся к месту посадки в ВС или уклонившихся от полёта на рейсе, на который они были зарегистрированы;
  • отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке;
  • физические лица, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов, и (или) информировании ими работников досмотра о противопоказаниях к обследованию таких лиц с применением технических средств досмотра, досматриваются ручным (контактным) способом.

Вопрос 14. Как часто должны проводиться учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры III категории?

Не реже одного раза в год.

Вопрос 15. В течение какого срока необходимо информировать Росавиацию и уполномоченные подразделения ФСБ, МФД и Ространснадзора об угрозах совершения и (или) о совершении акта незаконного вмешательства?

Незамедлительно.

Вопрос 16. Какое определение установлено для понятия «обеспечение транспортной безопасности»?

Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Вопрос 17. Какие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры предусмотрены, каков порядок их объявления (установления)?

Предусмотрены: уровень № 1, № 2 и № 3. Уровень безопасности № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Уровни безопасности № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

  • решения руководителей Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;
  • решения Министра внутренних дел либо Министра транспорта (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения, не носящего террористический характер АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Вопрос 18. С какой целью осуществляется проведение наблюдения и (или) собеседования в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности?

В целях выявления причастности физических лиц и используемых ими транспортных средств и материальных объектов к подготовке совершения актов незаконного вмешательства.

Вопрос 19. При наличии каких документов можно допустить сотрудника МВД России в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?

  • постоянный пропуск;
  • разовый пропуск и удостоверение личности.

Вопрос 20. При наличии каких документов можно допустить сотрудника Росавиации в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?

Разовый пропуск и удостоверение личности.

Вопрос 21. Какое определение установлено для понятия «транспортный комплекс»?

Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Вопрос 22. Какие ограничения установлены при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:

  1. имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  2. страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
  3. досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
  4. в отношении которых имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
  5. включённые в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  6. сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приёме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
  7. (утратил силу)
  8. не прошедшие подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
  9. подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Вопрос 23. Какие основания установлены для расторжения договора перевозки с пассажиром?

Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Вопрос 24. Кто имеет право сопровождать физических лиц обладателей разовых пропусков в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры?

Сотрудники из числа сил обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 25. Какое определение установлено для понятия «субъекты транспортной инфраструктуры»?

Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Вопрос 26. Какие знания и умения являются обязательными для работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности?

Работник досмотра должен знать:

  • положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;
  • особенности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС;
  • порядок подготовки и аттестации сил ОТБ;

Работник досмотра должен уметь:

  • проводить досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр физических лиц, материальных объектов и транспортных средств;
  • распознавать объекты на экране ренгенотелевизионного интроскопа;
  • пользоваться техническими средствами и системами досмотра.
  • распознавать предметы и вещества, запрещенные к перемещению в зону транспортной безопасности.

А также иметь другие знания и умения, включенные в соответствующий перечень, утвержденный приказом Минтранса № 231.

(С 1 сентября 2025 г. действует Приказ Минтранса от 4 апреля 2025 г. № 119) 2

Вопрос 27. Какие виды технических средств досмотра применяются в целях обеспечения транспортной безопасности, их предназначение?

  1. Рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, — предназначены для досмотра багажа, ручной клади и др. материальных объектов.
  2. Стационарные, переносные и ручные металлодетекторы – предназначены для выявления металлических предметов.
  3. Газоаналитическая и химическая аппаратура – предназначена для выявления взрывчатых веществ, опасных химических, биологических и радиоактивных веществ.

Вопрос 28. В соответствии с каким документом осуществляется реагирование при получении информации об угрозе акта незаконного вмешательства?

В соответствии с организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 29. Как часто должны проводиться учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры II категории?

Не реже двух раз в год.

Вопрос 30. Какое определение установлено для понятия «перевозчик»?

Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Вопрос 31. Какие требования по соблюдению транспортной безопасности предъявляются к физическим лицам, следующим либо находящимся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах?

Выполнять требования, установленные постановлением Правительства № 1550 3.

А именно:

  • Обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Запрещается:

  • а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть;
  • б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;
  • в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без прохождения процедуры досмотра;
  • г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности;
  • д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;
  • е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности вне (в обход) установленных КПП и постов;
  • ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение АНВ;
  • з) использовать пиротехнические изделия.

Вопрос 32. Какие положения законодательства Российской Федерации устанавливают административную ответственность за неисполнение и (или) нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности?

Статья 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ 4.

Вопрос 33. В соответствии с каким документом осуществляется пропускной и внутриобъектовый режим на объекте транспортной инфраструктуры?

В соответствии с инструкцией (положением) о пропускном и внутриобъектовом режиме.

Вопрос 34. Как часто должны проводиться учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры I категории?

Не реже двух раз в год.

Вопрос 35. Какое определение установлено для понятия «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры»?

Это определение степени защищенности ОТИ от угроз совершения АНВ.

Вопрос 36. Какие устройства, предметы и вещества запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности соответствующим перечнем?

  • взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы;
  • пиротехника;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • опасные химические, биологические и радиоактивные агенты;
  • а также другие предметы и вещества, включенные в соответствующий перечень, определенный приказом Минтранса России № 34.

Вопрос 37. Какая процедура установлена для принятия решения о проведении дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности?

Проведение дополнительного досмотра осуществляется на основании решения уполномоченного лица из числа работников досмотра, в случае необходимости распознавания предметов, обнаруженных в ходе досмотра или повторного досмотра.

Вопрос 38. В каком порядке допускаются пожарно-спасательные расчёты для ликвидации ЧС в зону транспортной безопасности?

В сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности (без оформления разовых пропусков).

Вопрос 39. В случае изменения уровня безопасности, в течение какого времени вводятся или отменяются дополнительные меры безопасности?

В течение 4 часов.

Вопрос 40. Какое определение установлено для понятия «объекты транспортной инфраструктуры»?

Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя аэродромы и аэропорты, вертодромы, посадочные площадки, а также здания, сооружения и помещения, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса, объекты систем связи, навигации и управления движением.

Вопрос 41. В каких случаях и для каких сотрудников ношение постоянных пропусков не осуществляется на видном месте поверх одежды при нахождении в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры?

Сотрудников Росгвардии, ФСБ и МВД, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также владельцев постоянных пропусков в случаях, при которых нарушаются правила техники безопасности.

Вопрос 42. Какой порядок действий установлен при досмотре конвоируемых лиц перед их посадкой на транспортное средство?

Их досмотр осуществляется должностными лицами караула и (или) конвоя, в том числе совместно с сотрудниками МВД в присутствии работников досмотра.

Вопрос 43. Вы заметили, как незнакомый Вам человек на территории ОТИ оставил коробку и направился к выходу. Ваши действия?

Не трогать, не открывать, не передвигать. Оцепить. Сообщить непосредственному руководителю.

Вопрос 44. Какое определение установлено для понятия «акт незаконного вмешательства»?

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Вопрос 45. Какие виды пропусков предусмотрены для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности, её сектора и на критический элемент?

Постоянные, разовые и материальные пропуска.

Вопрос 46. Какой порядок установлен для осуществления аттестации сил обеспечения транспортной безопасности? Какова периодичность проведения аттестации?

Порядок для осуществления аттестации установлен постановлением Правительства РФ № 905 5.

Аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет.

Вопрос 47. При наличии каких документов можно допустить в зону транспортной безопасности сотрудника ФСБ?

  • постоянный пропуск;
  • разовый пропуск и удостоверение личности.

Вопрос 48. Какие действия необходимо предпринять при обнаружении радиоактивных материалов при досмотре?

Немедленно вызываются соответствующие специалисты (работники гражданской обороны). До прибытия специалистов предпринимать самостоятельные действия по обезвреживанию радиоактивных веществ запрещается.

Примечания

  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. № 34 «Об установлении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности» ↩︎
  2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 119 “Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности” ↩︎
  3. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2023 г. № 1550 “Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта …” ↩︎
  4. КоАП РФ Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности ↩︎
  5. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2023 г. № 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» ↩︎

Поделитесь с друзьями

Работник подразделения транспортной безопасности

Принимаемые государством меры по обеспечению транспортной безопасности позволяют своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса России. Мы все прекрасно помним, как после развала СССР нашу страну сотрясла череда кровавых терактов. Террористы, под видом обычных пассажиров, имели возможность проникнуть на любой объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство. С подписанием Федерального Закона “О транспортной безопасности” были приняты беспрецедентные меры по защите людей от противоправных посягательств. На каждого работника сил обеспечения транспортной безопасности легла огромная ответственность. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации. Надеюсь, что публикуемые нами материалы помогут подготовиться к прохождению аттестации.

Оцените автора
Добавить комментарий