Основные понятия в области транспортной безопасности

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Транспортная безопасность— состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности— федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Субъекты транспортной инфраструктуры— юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности— реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Силы обеспечения транспортной безопасности– лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Подразделения транспортной безопасности– осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и/или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Зона транспортной безопасности— объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Зона свободного доступа– часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении перемещаемых объектов досмотра проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Критический элемент ОТИ и/или ТС— строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Контрольно-пропускной пункт (пост)– специально оборудованное место на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ– специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности— конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности— это системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности(далее — ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Пропускной режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с объектов).

Внутриобъектовый режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящихся на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и др. документами.

Терроризм— идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Перечень потенциальных угрозсовершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранс РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.

Уровень безопасности— степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Уровень безопасности N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 3— степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Угроза захвата– возможность захвата объектов ТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (ВВ)– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести им/их грузу повреждения.

Угроза поражения опасными веществами– возможность загрязнения ОТИ/ТС или их критических элементов* опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Модель нарушителя– способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Нарушитель– лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Продолжаем тему. Прочти и задумайся!

Если статья была полезна

Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом — отметьте нас в любой социальной сети. Желающие могут подписаться на обновления.

Ваш e-mail:

Автор

Работник ВО

Ведомственная охрана, в какой бы сфере она не осуществляла свою деятельность, является важнейшей составляющей государственной машины. Работники ведомственной охраны обеспечивают безопасность крупнейших предприятий, организаций и государственных мероприятий. К сожалению, заработная плата в большинстве подразделений остаётся на низком уровне, несмотря на то, что работники ведомственной охраны несут службу с огнестрельным оружием, охраняют важнейшие транспортные узлы, магистрали и объекты. Нашу работу контролирует множество вышестоящих организаций, что подразумевает множество проверок, как плановых так и внеплановых (не считая аттестации и периодические проверки). Но не будем отчаиваться, друзья, рано или поздно закончится глобальный кризис и на волне всеобщего экономического подъёма поднимемся и мы.

  1. Никита, категория 2 — это работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве. То есть так или иначе это — руководители. Я думаю ближе всего будут тесты для 3 категории (Работники СТИ, ПТБ руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве).

    К сожалению у нас нет полностью идентичного теста (чтоб в точности как на аттестации) для 2 категории ТБ.

  2. Вечер добрый!Подскажите пожалуйста гда такой тест можно порешать для категории 2

  3. ФГП ВО ЖДТ ИС-3

    Основные понятия транспортной безопасности, если честно, нам нужны только в виде служебной документации. Но с тем количеством проверок, которое сегодня наблюдается на постах, без знаний этих сложных вещей никак не обойтись. Так что спасибо за статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *