Категория 3 сил ОТБ на воздушном транспорте (руководители). Вопросы для аттестации (теория и практика) - Как спасти мир

Категория 3 сил ОТБ на воздушном транспорте (руководители). Вопросы для аттестации (теория и практика)

Аттестующие организации могут по-разному формулировать вопросы и ответы для аттестации работников. Всё зависит от конкретных ОТИ, ТС и их особенностей. Уточняйте детали в своём учебном центре или у руководителей подразделения.
Категория 3. Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика) для аттестации работников субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта и (или) транспортных средствах воздушного транспорта.

Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика)

Вопрос 1. Какое определение установлено для понятия: «программа обеспечения авиационной безопасности»?

Программа обеспечения авиационной безопасности — предусмотренный международными стандартами ИКАО 1 в области защиты гражданской авиации от АНВ комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности воздушных судов и аэропортов, аэродромов 2.

Вопрос 2. Какой порядок действий установлен при допуске в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры пожарно-спасательных расчетов, аварийно-спасательных команд, бригад скорой медицинской помощи, служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения, прибывших для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных?

Допустить в ЗТБ в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ без оформления разовых пропусков.

Вопрос 3. Какие мероприятия осуществляются в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности?

Мероприятия по обследованию объектов досмотра, направленные на обнаружение предметов и веществ, ограниченных или запрещенных для перемещения в ЗТБ и которые могут быть использованы для совершения АНВ, а также на выявление лиц и транспортных средств, не имеющих правовых оснований для допуска в ЗТБ.

Вопрос 4. Вам необходимо ознакомить подрядную организацию с информацией, содержащейся в Плане обеспечения транспортной безопасности. Что для этого требуется предпринять?

Лицу, ответственному за обеспечение транспортной безопасности, необходимо издать соответствующее письменное распоряжение и ознакомить подрядную организацию только с той частью, которая необходима для проведения работ.

Вопрос 5. Какие виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, специальные средства, электрошоковые устройства и искровые разрядники, нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности определяются Правительством Российской Федерации?

Наручники, дубинки, электрошоковые устройства и другие, сертифицированные в установленном порядке, специальные средства определенные постановлением Правительства РФ № 1209.

(С 1 сентября 2025 года действует Постановление Правительства РФ № 637 от 12 мая 2025 г.) 3

Вопрос 6. Какое определение установлено для понятия: «подразделение транспортной безопасности»?

Подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту ОТИ и ТС от АНВ (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Вопрос 7. Какие угрозы определены перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

В отношении ОТИ и ТС: угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, блокирования и хищения.

В отношении критических элементов ОТИ и ТС: угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ).

Вопрос 8. Какие требования предъявляются к оснащению пунктов управления обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры?

Должны быть оснащены необходимыми средствами управления и связи, а также средствами аудио- и видеозаписи действий сил обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 9. Изменился уровень безопасности. В течение какого срока необходимо реализовать предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности дополнительные меры?

В течение 4 часов.

Вопрос 10. На границе зоны транспортной безопасности устанавливается новый КПП. Что необходимо обеспечить в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности?

Аудио- и видеозапись.

Вопрос 11. Какое определение установлено для понятия: «акт незаконного вмешательства»?

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Вопрос 12. Какой порядок установлен для информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах?

Информация незамедлительно представляется в компетентные органы в области обеспечения ТБ через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы по средствам электронной, факсимильной либо телефонной связи.

Вопрос 13. Какие предметы и вещества запрещены или ограничены к перемещению в зону транспортной безопасности, на критические элементы?

  • взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы;
  • пиротехника;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • опасные химические, биологические и радиоактивные агенты;
  • а также другие предметы и вещества, включённые в соответствующий перечень, определённый Минтрансом России.

Вопрос 14. Изменились требования обеспечения транспортной безопасности. Какие действия необходимо произвести на категорируемом объекте транспортной инфраструктуры?

Обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ.

Вопрос 15. Как организуется взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие?

Взаимодействие организуется в соответствии с организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 16. Какое определение установлено для понятия: «критический элемент»?

Критический элемент ОТИ – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования ОТИ и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 17. Какой порядок установлен для разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

План разрабатывается на основании утверждённых результатов оценки уязвимости ОТИ и представляется в Росавиацию в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Вопрос 18. Какие положения законодательства Российской Федерации устанавливают уголовную ответственность за неисполнение и (или) нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности?

Статья 263.1. УК РФ 4.

Вопрос 19. Вам необходимо провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. На какие виды услуг необходимо заключить договора для выполнения указанной задачи?

  • обработка персональных данных;
  • проведение проверок в целях аттестации.

Вопрос 20. Вы разработали организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Какие из них вы будете согласовывать с органами ФСБ и МВД?

  • порядок передачи органам внутренних дел или органам ФСБ РФ физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;
  • порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков.

Вопрос 21. Какое определение установлено для понятия: «перевозочный сектор»?

Перевозочный сектор – это границы частей зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учётом оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ или её часть.

Вопрос 22. Какие существуют ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

Ограничения, установленные статьёй 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» 5.

Например:

  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • не прошедшие подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 23. В каком порядке осуществляется доведение до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

Лицо, получившее информацию об изменении уровня безопасности, информирует об этом ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ. Ответственный за ОТБ в СТИ информирует ответственного за ОТБ ОТИ, который в свою очередь информирует ПТБ и другие силы ОТБ ОТИ. Данный порядок определён соответствующим организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 24. Вы являетесь лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры объекта транспортной инфраструктуры, неподлежащего категорированию. Какой документ Вам необходимо разработать?

Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Вопрос 25. Какие действия Вам необходимо предпринять в течение месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости?

Утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, копии которых прилагаются к плану обеспечения ТБ.

Вопрос 26. Какое определение установлено для понятия: «технологический сектор»?

Технологический сектор – это границы частей зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для работников и посетителей ОТИ с учётом запрета предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Вопрос 27. Какие виды пропусков предусмотрены для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности, её сектора и на критический элемент?

Постоянные, разовые и материальные пропуска.

Вопрос 28. Какие требования установлены по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах?

Выполнять требования по соблюдению транспортной безопасности, установленные Правительством России.

А именно: обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Запрещается:

  • а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть;
  • б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;
  • в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без прохождения процедуры досмотра;
  • г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности;
  • д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;
  • е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности вне (в обход) установленных КПП и постов;
  • ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение АНВ;
  • з) использовать пиротехнические изделия.

Вопрос 29. В течение какого периода Вам необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости?

В течение 3 месяцев (а для СТИ, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ – в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте ФАВТ сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.

Вопрос 30. На объекте транспортной инфраструктуры изменился порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства. Какие Ваши дальнейшие действия?

В течение 3 рабочих дней со дня изменения Порядка представить в Росавиацию соответствующие изменения для внесения в план обеспечения ТБ.

Вопрос 31. Какое определение установлено для понятия: «зона безопасности»?

Зона безопасности — это определяемая в соответствии с частью 8.1 статьи 12.3 ФЗ «О транспортной безопасности» 6 часть территории объекта транспортной инфраструктуры, на которой реализуются меры по защите объекта транспортной инфраструктуры, от АНВ в соответствии с установленными особенностями защиты их от АНВ;

Вопрос 32. В каких случаях и для каких сотрудников ношение постоянных пропусков не осуществляется на видном месте поверх одежды при нахождении в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры?

Сотрудников Росгвардии, ФСБ и МВД, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также владельцев постоянных пропусков в случаях, при которых нарушаются правила техники безопасности.

Вопрос 33. Какая цель и задачи определены для обеспечения транспортной безопасности?

Цели: устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Задачи:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения ТБ;
  2. определение угроз совершения АНВ;
  3. оценка уязвимости ОТИ и ТС;
  4. категорирование ОТИ;
  5. разработка и реализация требований по обеспечению ТБ;
  6. разработка и реализация мер по обеспечению ТБ;
  7. подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ;
  8. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения ТБ;
  9. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение ТБ;
  10. сертификация технических средств обеспечения ТБ.

Вопрос 34. Как организуется взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие?

Взаимодействие организуется в соответствии с организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 35. Вам необходимо обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. Работники какой организации смогут выполнить поставленную задачу?

Работники подразделения транспортной безопасности.

Вопрос 36. Какое определение установлено для понятия «соблюдение транспортной безопасности»?

Соблюдение транспортной безопасности — выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на ОТИ и ТС, требований, установленных Правительством РФ.

Вопрос 37. Какие обязанности вправе возлагать субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик на персонал (экипаж) транспортных средств?

Обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объёме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

Вопрос 38. В каком порядке осуществляется досмотр воздушных судов?

Досмотр ВС осуществляется во время подготовки к очередному рейсу (полёту) перед подачей воздушного судна под посадку физических лиц до проведения погрузочных операций или во время стоянок на территории промежуточных аэропортов при совершении транзитного полёта после высадки пассажиров. Досмотр салона ВС осуществляется после того, как его покинут все физические лица. Досмотру подлежат помещения (отсеки), двери (панели, люки), которые можно открыть без использования инструментов. С момента начала проведения досмотра до момента отправления ВС должно находиться под постоянным контролем работников ПТБ.

Вопрос 39. На основании каких документов в зону транспортной безопасности категорированного объекта транспортной инфраструктуры может быть допущен сотрудник Ространснадзора?

  • постоянный пропуск;
  • разовый пропуск и удостоверение личности;
  • удостоверение инспектора гражданской авиации РФ.

Вопрос 40. В каком порядке допускаются в зону транспортной безопасности категорированного объекта транспортной инфраструктуры пожарно-спасательные расчёты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транспортной безопасности?

В сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности (без оформления разовых пропусков).

Вопрос 41. Какое определение установлено для понятия «грузы повышенной опасности»?

Грузы повышенной опасности — опасные грузы, отнесённые Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды.

Вопрос 42. Какие угрозы определены перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

В отношении ОТИ и ТС: угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, блокирования и хищения.

В отношении критических элементов ОТИ и ТС: угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ).

Вопрос 43. Вы разработали образцы пропусков для объекта транспортной инфраструктуры. С какими органами государственной власти их необходимо согласовать?

МВД, ФСБ, Росавиация.

Вопрос 44. Вы хотите обжаловать действия сотрудников Ространснадзора. В каком порядке Вы будете это делать?

В досудебном или в судебном порядке.

Вопрос 45. Какое определение установлено для понятия «транспортная безопасность»?

Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Вопрос 46. Какая информация содержится в постоянном и разовом пропуске?

  • номер пропуска;
  • наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
  • место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) и фотография владельца пропуска;
  • срок и временной интервал действия постоянного пропуска и секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, в которые допущен владелец пропуска.

В дополнение к этому в разовом пропуске указываются: серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность. Постоянные пропуска физических лиц, выдаваемые для допуска на ОТИ I и II категорий, содержат машиносчитываемую часть для биометрической идентификации.

Вопрос 47. Какой порядок установлен для информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах?

Информация незамедлительно представляется в компетентные органы в области обеспечения ТБ через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы по средствам электронной, факсимильной либо телефонной связи.

Вопрос 48. Вы разработали и утвердили паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию. Какие дальнейшие действия необходимо предпринять?

Направить Паспорт ОТБ ОТИ в Росавиацию.

Вопрос 49. Какие действия необходимо предпринять при приёме на работу физического лица в качестве работника подразделения транспортной безопасности?

Произвести проверку сведений, указанных в части 1 статьи 10 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», в отношении данного физического лица.

Примечания

  1. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является межправительственным специализированным учреждением ООН, созданным в 1944 году в целях обеспечения упорядоченного и регулируемого функционирования и развития мировой авиатранспортной системы. ↩︎
  2. Федеральная система обеспечения авиационной безопасности (Национальная программа авиационной безопасности). ↩︎
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2025 г. № 637 “О специальных средствах, электрошоковых устройствах и искровых разрядниках, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронах к нему и нормах обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности и об утверждении Правил приобретения, хранения, ношения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников, используемых работниками подразделений транспортной безопасности” ↩︎
  4. УК РФ Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности ↩︎
  5. ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Статья 10. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ↩︎
  6. ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Статья 12.3. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ↩︎

Поделитесь с друзьями

Работник подразделения транспортной безопасности

Принимаемые государством меры по обеспечению транспортной безопасности позволяют своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса России. Мы все прекрасно помним, как после развала СССР нашу страну сотрясла череда кровавых терактов. Террористы, под видом обычных пассажиров, имели возможность проникнуть на любой объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство. С подписанием Федерального Закона “О транспортной безопасности” были приняты беспрецедентные меры по защите людей от противоправных посягательств. На каждого работника сил обеспечения транспортной безопасности легла огромная ответственность. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации. Надеюсь, что публикуемые нами материалы помогут подготовиться к прохождению аттестации.

Оцените автора
Добавить комментарий