Категория 1 сил ОТБ на воздушном транспорте (ответственные в СТИ). Вопросы для аттестации (теория и практика) - Как спасти мир

Категория 1 сил ОТБ на воздушном транспорте (ответственные в СТИ). Вопросы для аттестации (теория и практика)

Аттестующие организации могут по-разному формулировать вопросы и ответы для испытания претендентов. Всё зависит от конкретных ОТИ, ТС и их особенностей. Уточняйте детали в своём учебном центре или у руководителей подразделения.
Категория 2. Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика) для аттестации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры на воздушном транспорте.

Тематические вопросы (теория) и практические задачи (практика)

Вопрос 1. Какие цели и задачи определены для обеспечения транспортной безопасности?

Цели: устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Задачи:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения ТБ;
  2. определение угроз совершения АНВ;
  3. оценка уязвимости ОТИ и ТС;
  4. категорирование ОТИ;
  5. разработка и реализация требований по обеспечению ТБ;
  6. разработка и реализация мер по обеспечению ТБ;
  7. подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ;
  8. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения ТБ;
  9. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение ТБ;
  10. сертификация технических средств обеспечения ТБ.

Вопрос 2. Какой порядок установлен для проведения оценки уязвимости от актов незаконного вмешательства?

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

  • изучение технических и технологических характеристик ОТИ, а также организации их эксплуатации (функционирования);
  • изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ;
  • изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ;
  • определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

Результаты проведённой оценки уязвимости ОТИ оформляются в виде документа и в течение 7 календарных дней со дня окончания проведения оценки направляются в Росавиацию для рассмотрения и принятия решения об утверждении.

Вопрос 3. Какой порядок выдачи постоянных и разовых пропусков?

Постоянные пропуска выдаются на основании электронного или письменного обращения, после согласования с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел.

Разовые пропуска выдаются на основании электронного или письменного обращения с уведомлением уполномоченных подразделений органов ФСБ и МВД.

Вопрос 4. Вы являетесь лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры объекта транспортной инфраструктуры неподлежащего категорированию. Какой документ Вам необходимо разработать?

Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Вопрос 5. Вы разработали организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Какие из них вы будете согласовывать с органами ФСБ и МВД?

  • порядок передачи органам внутренних дел или органам ФСБ РФ физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;
  • порядок согласования выдачи постоянных пропусков с уполномоченными подразделениями органов ФСБ РФ и органов внутренних дел и уведомления уполномоченных подразделений органов ФСБ РФ и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков.

Вопрос 6. Какое определение установлено для понятия «соблюдение транспортной безопасности»?

Это выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на ОТИ или ТС, требований, установленных Правительством РФ.

Вопрос 7. Какие угрозы определены перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

В отношении ОТИ и ТС:

угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, блокирования и хищения.

В отношении критических элементов ОТИ и ТС:

угрозы — захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ).

Вопрос 8. Какая информация содержится в постоянном и разовом пропуске?

  • номер пропуска;
  • наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;
  • место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) и фотография владельца пропуска;
  • срок и временной интервал действия постоянного пропуска и секторы зоны транспортной безопасности ОТИ, в которые допущен владелец пропуска.

В дополнение к этому в разовом пропуске указываются: серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность. Постоянные пропуска физических лиц, выдаваемые для допуска на ОТИ I и II категорий, содержат машиносчитываемую часть для биометрической идентификации.

Вопрос 9. Вам необходимо провести аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. На какие виды услуг необходимо заключить договора для выполнения указанной задачи?

  • На обработку персональных данных.
  • На проведение проверок в целях аттестации.

Вопрос 10. Какие действия Вам необходимо предпринять в течение месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости?

Утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, копии которых прилагаются к плану обеспечения ТБ.

Вопрос 11. Какое определение установлено для понятия «грузы повышенной опасности»?

Это опасные грузы, отнесённые Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды.

Вопрос 12. Как осуществляется планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

На основании утверждённых результатов оценки уязвимости ОТИ субъект транспортной инфраструктуры разрабатывает план обеспечения транспортной безопасности ОТИ, и реализовывает его в предусмотренные этим планом сроки.

Вопрос 13. Какие требования установлены по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах?

Выполнять требования по соблюдению транспортной безопасности, установленные Правительством России.

А именно:

  • Обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Запрещается:

  • а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или её часть;
  • б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;
  • в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без прохождения процедуры досмотра;
  • г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности;
  • д) передавать сторонним лицам документы, предоставляющие право прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;
  • е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности вне (в обход) установленных КПП и постов;
  • ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение АНВ;
  • з) использовать пиротехнические изделия.

Вопрос 14. Изменились требования обеспечения транспортной безопасности. Какие действия необходимо произвести на категорируемом объекте транспортной инфраструктуры?

Обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ и внести изменения в План ОТБ ОТИ.

Вопрос 15. Как организуется взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие?

Взаимодействие организуется в соответствии с организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 16. Какие полномочия имеет Федеральное агентство воздушного транспорта в области обеспечения транспортной безопасности?

Осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 17. Какой порядок установлен для разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

Планы разрабатываются на основании утверждённых результатов оценки уязвимости ОТИ и представляются на утверждение в Росавиацию в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.

Вопрос 18. Какие требования предъявляются к знаниям, умениям, навыкам для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры?

Работник должен знать:

  • положения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
  • структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
  • перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
  • порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС;
  • порядок разработки и содержание плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;
  • порядок подготовки и аттестации сил ОТБ;

Работник должен уметь:

  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные акты в области обеспечения транспортной безопасности;
  • осуществлять контроль за реализацией плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;

Работник должен иметь навыки:

  • принятия управленческих решений;
  • планирования и прогнозирования результатов деятельности;
  • организации исполнения и контроля за исполнением принятых решений;
  • а также другие требования, определённые приказом Минтранса № 231 от 21.08.2014.

(С 1 сентября 2025 г. действует Приказ Минтранса от 4 апреля 2025 г. № 119) 1

Вопрос 19. Изменился уровень безопасности. В течение какого срока необходимо реализовать предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности дополнительные меры?

В течение 4 часов.

Вопрос 20. На границе зоны транспортной безопасности устанавливается новый КПП. Что необходимо обеспечить в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности?

Аудио- и видеозапись.

Вопрос 21. Какое определение установлено для понятия «транспортная безопасность»?

Это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Вопрос 22. Какой перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, установлен Правительством Российской Федерации?

  1. Аккредитация специализированных организаций в области ТБ.
  2. Оценка уязвимости ОТИ и ТС.
  3. Категорирование ОТИ и ТС.
  4. Осуществление контроля и надзора в области обеспечения ТБ.
  5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
  6. Формирование и ведение информационных ресурсов ЕГИС ОТБ, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
  7. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
  8. Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 23. Какие мероприятия осуществляются в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности?

Мероприятия по обследованию объектов досмотра, направленные на обнаружение предметов и веществ, ограниченных или запрещённых для перемещения в ЗТБ и которые могут быть использованы для совершения АНВ, а также на выявление лиц и транспортных средств, не имеющих правовых оснований для допуска в ЗТБ.

Вопрос 24. Вам необходимо ознакомить подрядную организацию с информацией, содержащейся в Плане обеспечения транспортной безопасности. Что для этого требуется предпринять?

Лицу, ответственному за обеспечение транспортной безопасности, необходимо издать соответствующее письменное распоряжение и ознакомить подрядную организацию только с той частью, которая необходима для проведения работ.

Вопрос 25. Что и в какие сроки необходимо предпринять после изменения организационно-распорядительных документов, копии которых приложены к плану обеспечения транспортной безопасности?

В течение 3 рабочих дней со дня изменения ОРД представить в Росавиацию соответствующие изменения для внесения в план обеспечения ТБ.

Вопрос 26. Какое определение установлено для понятия «обеспечение транспортной безопасности»?

Это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения АНВ.

Вопрос 27. Какие существуют ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

Ограничения, установленные статьёй 10 Федерального закона «О транспортной безопасности» 2.

Например:

  • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • включённые в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • не прошедшие подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос 28. Какие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры предусмотрены, каков порядок их объявления (установления)?

Предусмотрены: уровень № 1, № 2 и № 3. Уровень безопасности № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Уровни безопасности № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

  • решения руководителей Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;
  • решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения, не носящего террористический характер АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Вопрос 29. В течение какого периода Вам необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости?

В течение 3 месяцев (а для СТИ, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ – в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте ФАВТ сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.

Вопрос 30. На объекте транспортной инфраструктуры изменился порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства. Какие Ваши дальнейшие действия?

В течение 3 рабочих дней со дня изменения Порядка представить в Росавиацию соответствующие изменения для внесения в план обеспечения ТБ.

Вопрос 31. Какое определение установлено для понятия «транспортный комплекс»?

Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Вопрос 32. Какие виды пропусков предусмотрены для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности, её сектора и на критический элемент?

Постоянные, разовые и материальные пропуска.

Вопрос 33. Какие виды технических средств обеспечения транспортной безопасности применяются в целях обеспечения транспортной безопасности?

Технические системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, приёма и передачи информации, оповещения, сбора и обработки информации.

Вопрос 34. Как организуется взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие?

Взаимодействие организуется в соответствии с организационно-распорядительным документом, копия которого приложена к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Вопрос 35. Вам необходимо обеспечить проведение досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры. Работники какой организации смогут выполнить поставленную задачу?

Работники подразделения транспортной безопасности.

Вопрос 36. Какое определение установлено для понятия «субъекты транспортной инфраструктуры»?

Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.

Вопрос 37. Какие действия должны осуществляться в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения?

Проводится сверка и проверка документов, досмотр, наблюдение и (или) собеседование, допускается проведение дополнительного досмотра.

Вопрос 38. Какие требования предъявляются к уровню физической подготовки лица, осуществляющего (планирующего осуществлять) деятельность в качестве работника подразделения транспортной безопасности, включённого в состав группы быстрого реагирования?

Для такого работника установлены требования по выполнению упражнения на быстроту и силового упражнения. Данные упражнения выполняются в течение одного дня с первой попытки, выполнение физических упражнений в целях улучшения результата не допускается. Нормативы выполнения упражнений, с учётом возраста работника, приведены в Приложении № 3 Требований, утверждённых приказом Минтранса № 231.

(С 1 сентября 2025 г. действует Приказ Минтранса от 4 апреля 2025 г. № 119. См. примечания.)

Вопрос 39. На основании каких документов в зону транспортной безопасности категорированного объекта транспортной инфраструктуры может быть допущен сотрудник Ространснадзора?

  • постоянный пропуск;
  • разовый пропуск и удостоверение личности;
  • удостоверение инспектора гражданской авиации РФ.

Вопрос 40. В каком порядке допускаются в зону транспортной безопасности категорированного объекта транспортной инфраструктуры пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зону транспортной безопасности?

В сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности (без оформления разовых пропусков).

Вопрос 41. Какое определение установлено для понятия «оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры»?

Это определение степени защищенности ОТИ, от угроз совершения АНВ.

Вопрос 42. В каких случаях и для каких сотрудников ношение постоянных пропусков не осуществляется на видном месте поверх одежды при нахождении в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры?

Сотрудников органов Росгвардии, ФСБ и МВД, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также владельцев постоянных пропусков в случаях, при которых нарушаются правила техники безопасности.

Вопрос 43. Какая цель проведения мероприятий досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра?

  • обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с предметами и веществами, включёнными в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности;
  • выявление лиц и транспортных средств, не имеющих правовых оснований для допуска в ЗТБ.

Вопрос 44. Вы разработали образцы пропусков для объекта транспортной инфраструктуры. С какими органами государственной власти их необходимо согласовать?

МВД, ФСБ, Росавиация.

Вопрос 45. Вы хотите обжаловать действия сотрудников Ространснадзора. В каком порядке Вы будете это делать?

В досудебном или судебном порядке.

Вопрос 46. Какое определение установлено для понятия «Акт незаконного вмешательства»?

Это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Вопрос 47. Какие обязанности вправе возлагать субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик на персонал (экипаж) транспортных средств?

Обязанности по обеспечению транспортной безопасности ТС в объёме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

Вопрос 48. Какой порядок установлен для информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах?

Информация незамедлительно представляется в компетентные органы в области обеспечения ТБ через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и её территориальные органы по средствам электронной, факсимильной либо телефонной связи.

Вопрос 49. Вы разработали и утвердили паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию. Какие дальнейшие действия необходимо предпринять?

Направить Паспорт ОТБ ОТИ в Росавиацию.

Вопрос 50. Какие действия необходимо предпринять при приеме на работу физического лица в качестве работника подразделения транспортной безопасности?

Произвести проверку сведений, указанных в части 1 статьи 10 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», в отношении данного физического лица.

Примечания

  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № 119 “Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ” ↩︎
  2. ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Статья 10. Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ↩︎

Поделитесь с друзьями

Работник подразделения транспортной безопасности

Принимаемые государством меры по обеспечению транспортной безопасности позволяют своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса России. Мы все прекрасно помним, как после развала СССР нашу страну сотрясла череда кровавых терактов. Террористы, под видом обычных пассажиров, имели возможность проникнуть на любой объект транспортной инфраструктуры или транспортное средство. С подписанием Федерального Закона “О транспортной безопасности” были приняты беспрецедентные меры по защите людей от противоправных посягательств. На каждого работника сил обеспечения транспортной безопасности легла огромная ответственность. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации. Надеюсь, что публикуемые нами материалы помогут подготовиться к прохождению аттестации.

Оцените автора
Добавить комментарий