Тематические вопросы для работников, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.
- Вопрос 1. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
- Вопрос 2. Принципы обеспечения транспортной безопасности
- Вопрос 3. Определение объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию
- Вопрос 4. Полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта по вопросам транспортной безопасности
- Вопрос 5. Определение транспортной безопасности, субъекта транспортной инфраструктуры, объекта транспортной инфраструктуры, транспортного средства, акта незаконного вмешательства
- Вопрос 6. Силы обеспечения транспортной безопасности. Категории сил обеспечения транспортной безопасности
- Вопрос 7. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
- Вопрос 8. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
- Вопрос 9. Категории и количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта
- Применительно к объектам ТИ железнодорожного транспорта
- Применительно к ТС железнодорожного транспорта
- Вопрос 10. Категории и количественные показатели критериев категорирования объектов метрополитена
- Применительно к объектам метрополитена:
- Перейти к другим вопросам:
- Продолжаем тему. Прочти и задумайся!
Вопрос 1. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ
Цели обеспечения транспортной безопасности– обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Задачи обеспечения транспортной безопасности:
- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
- определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
- разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
- подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
- осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
- информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
- сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Вопрос 2. Принципы обеспечения транспортной безопасности
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗосновные принципы обеспечения транспортной безопасности:
- законность;
- соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства в области
- обеспечения транспортной безопасности;
- непрерывность;
- интеграция в международные системы безопасности;
- взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления
Вопрос 3. Определение объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию
В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона № 16 «О транспортной безопасности» Министерство транспорта является Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта и определяет перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС) не подлежащие категорированию по видам транспорта. Фактически это означает, что ОТИ и ТС включенные в данные перечень не проходят процедуру категорирования и им не требуется проводить оценку уязвимости и разрабатывать план обеспечения транспортной безопасности.
Перечень таких объектов утвержден Приказом Минтранса от 23.07.2014 № 196.
К ним относятся объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ):
- объекты дорожного хозяйства (дорожные сооружения длиной до 25 м, такие как мосты, путепроводы, тоннели, надземные и подземные пешеходные переходы, противкамнепадные, противолавинные и селепроводные сооружения, скотопрогоны, а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы);
- автомобильные вокзалы и станции, расположенные в границах населенных пунктов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в случае если в течение двух лет подряд не совершено или предотвращено ни одного акта незаконного вмешательства и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки;
- акватории морских портов;
- пункты отстоя судов и участки внутренних водных путей в границах Южного федерального округа;
- вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов;
- посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
- объекты радиолокации;
- объекты радионавигации;
- объекты авиационной электросвязи
Перечень транспортных средств не подлежащих категорированию:
- железнодорожный подвижной состав, эксплуатирующийся исключительно на железнодорожных путях необщего пользования;
- вагоны, использующиеся исключительно для перевозок технологическим железнодорожным транспортом для собственных нужд промышленных предприятий;
- транспортные средства автомобильного транспорта категории M1, выполняющие перевозки пассажиров по заказу;
- транспортные средства автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки по заказу в целях оказания ритуальных услуг;
- автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов;
- транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе;
- вертолеты, максимальный взлетный вес которых составляет менее 3100 килограмм включительно;
- самолеты, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 килограмм включительно
Вопрос 4. Полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта по вопросам транспортной безопасности
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» Росжелдор в установленной сфере деятельности осуществляет:
- аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности;
- категорирование объектов ТИ/ТС;
- ведение реестра объектов ТИ/ТС, включая категорированные объекты;
- аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности;
- аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
- аккредитацию аттестующих организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» Росжелдор в установленной сфере деятельности организует:
- утверждение результатов оценки уязвимости объектов ТИ/ТС, проведенной специализированными организациями в области ОТБ;
- утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Вопрос 5. Определение транспортной безопасности, субъекта транспортной инфраструктуры, объекта транспортной инфраструктуры, транспортного средства, акта незаконного вмешательства
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ:
Транспортная безопасность– состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры/средств от актов незаконного вмешательства.
Субъект транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов ТИ/ТС или использующие их на законном основании.
Объекты транспортной инфраструктуры— технологический комплекс, включающий в себя:
- железнодорожные вокзалы и станции;
- метрополитены;
- тоннели, эстакады, мосты;
- участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ.
Транспортные средства– устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, включающие в себя:
- железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров, грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению органа исполнительной власти, вырабатывающего гос. политику и нормативно-правовое регулирование в сфере транспорта, согласованному с ФСБ и МВД России;
Акт незаконного вмешательства– противоправное действие (бездействие), в т.ч. террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Вопрос 6. Силы обеспечения транспортной безопасности. Категории сил обеспечения транспортной безопасности
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте ТИ, на объекте ТИ/ТС, включая персонал субъекта или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности.
В соответствии с приказом Минтранса от 21.08.2014 № 231 перечень категорий работников сил ОТБ на железнодорожном транспорте и метрополитене:
- Категория 1. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте ТИ;
- Категория 2. Работники, назначенные в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте ТИ/ТС;
- Категория 3. Работники субъекта ТИ, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС;
- Категория 4. Работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования;
- Категория 5. Работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр;
- Категория 6. Работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование;
- Категория 7. Работники, управляющие техническими средствами обеспечения ТБ;
- Категория 8. Иные работники субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ/ТС.
Вопрос 7. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ:
- Объекты ТИ/ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;
- Количество категорий и критерии категорирования объектов ТИ/ТС устанавливаются органом Минтрансом, по согласованию с ФСБ, МВД и МЭР России;
- Категорирование объектов ТИ/ТС осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдором);
- Категорированные объекты включаются в реестр объектов ТИ/ТС, ведение которого осуществляет Росжелдор;
- Объекты ТИ/ТС, не подлежащие категорированию, определяет Минтранс, по согласованию с ФСБ И МВД России.
Вопрос 8. Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
В соответствии с приказом Минтранса от 21.02.2011 № 62задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта ТИ/ТС к одной из категорий.
Установлено 4 категорииобъектов ТИ/ТС железнодорожного транспорта и метрополитена в порядке их значимости — первая, вторая, третья, четвертая.Категорирование объектов ТИ/ТС осуществляется на основании критериев категорирования. В том числе:
- Степень угрозы совершения АНВ на объекте ТИ/ТС, которая определяется на основании количественных показателей данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории России (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения/совершении АНВ), в т.ч. в отношении категорируемых объектов ТИ и ТС, за последние 12-ти месяцев;
- Возможные последствия совершения АНВ в отношении объектов ТИ/ТС (определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.
В соответствии с наивысшим количественным показателем любого из критериев оценки ОТИ/ТС присваивается категория. При изменении наивысшего (наивысших) количественных показателей критериев категорирования меняется значение категории, присвоенной ОТИ/ТС.
Компетентный орган в области обеспечения ТБ информирует субъект ТИ о присвоении/изменении присвоенной категории в течении 15 рабочих дней.
Вопрос 9. Категории и количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта
В соответствии с приложением №3 к Приказу Минтранса от 21.02.2011 № 62в зависимости от количественных показателей сведений о совершенных / предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе АНВ), в т.ч. в отношении категорируемых объектов ТИ/ТС за последние 12-ти месяцев присваиваются категории:
Применительно к объектам ТИ железнодорожного транспорта
Значение категории ОТИ | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в т.ч. в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры: |
Первая | Два и более совершенных/предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ, аналогичных объектов на территории субъекта РФ, в где находится ОТИ |
Вторая | Один совершенный/предотвращенный АНВ в отношении категорируемого ОТИ, аналогичных объектов на территории субъекта РФ, в котором находится ОТИ |
Третья | Один и более совершенный/предотвращенный АНВ в отношении аналогичных категорируемому ОТИ объектов на территории других субъектов РФ |
Четвёртая | Не зафиксировано совершенных/предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ, аналогичных объектов ТИ на территории РФ |
Применительно к ТС железнодорожного транспорта
Значение категории ТС | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых ТС |
Первая | Два и более совершенных/предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС, однотипных ТС на территории субъекта, в котором эксплуатируется ТС или на территории субъектов, граничащих с субъектом, в котором эксплуатируется ТС, а также на территории субъектов по маршруту движения категорируемого ТС |
Вторая | Один совершенный/предотвращенный АНВ в отношении категорируемого ТС, однотипных ТС на территории субъекта, в котором эксплуатируется ТС или на территории субъектов, граничащих с субъектом РФ, в котором эксплуатируется ТС, а также на территории субъектов по маршруту движения категорируемого ТС |
Третья | Не зафиксировано совершенных/предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС, однотипных ТС на территории субъекта, в котором эксплуатируется ТС или на территории субъектов, граничащих с субъектом РФ, в котором эксплуатируется ТС, а также на территории субъектов по маршруту движения категорируемого ТС |
Четвёртая | Не зафиксировано совершенных/предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ТС, однотипных ТС на территории субъекта, а также на территории субъектов по маршруту движения категорируемого ТС |
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам железнодорожного транспорта присваиваются следующие категории:
Категория ОТИ и ТС | Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, человек: |
Первая | ОТИ: более 50 чел. ТС: более 50 чел. |
Вторая | ОТИ: от 26 до 50 чел. ТС: от 26 до 50 чел. |
Третья | ОТИ: от 11 до 25 чел. ТС: от 11 до 25 чел. |
Четвёртая | ОТИ: до 10 чел. ТС: до 10 чел. |
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам железнодорожного транспорта присваиваются следующие категории:
Категория ОТИ и ТС | Возможный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде, рублей: |
Первая | ОТИ: более 100 млн. ТС: более 100 млн. |
Вторая | ОТИ: от 50 до 100 млн. ТС: от 50 до 100 млн. |
Третья | ОТИ: от 10 до 50 млн. ТС: от 10 до 50 млн. |
Четвёртая | ОТИ: менее 10 млн. ТС: менее 10 млн. |
Вопрос 10. Категории и количественные показатели критериев категорирования объектов метрополитена
В соответствии с Приложением № 6 приказа Минтранса от 21.02.2011 № 62:
Применительно к объектам метрополитена:
Значение категории ОТИ: | Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры: |
Первая | Два и более совершенных и/или предотвращенных АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ, и/или три и более на остальной территории Российской Федерации |
Вторая | Один совершенный и/или предотвращенный АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится ОТИ, и/или два на остальной территории Российской Федерации |
Третья | Один совершенный и/или предотвращенный АНВ в отношении аналогичных, категорируемому ОТИ, объектов транспортной инфраструктуры на территории других субъектов Российской Федерации |
Четвертая | Не зафиксировано ни одного совершенного и/или предотвращенного АНВ в отношении категорируемого ОТИ и/или аналогичных объектов транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации |
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, объектам метрополитена присваиваются следующие категории:
Категория ОТИ | Возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) |
Первая | ОТИ: более 100 |
Вторая | ОТИ: от 50 до 100 |
Третья | ОТИ: от 10 до 50 |
Четвёртая | ОТИ: до 10 |
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде, объектам метрополитена присваиваются следующие категории:
Категория ОТИ | Возможный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде (руб.) |
Первая | ОТИ: более 15 млн. |
Вторая | ОТИ: от 15 млн. до 10 млн. |
Третья | ОТИ: от 10 млн. до 5 млн. |
Четвёртая | ОТИ: до 5 млн. |